Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения / День в истории
18 октября 2020 15:15

Пролетарий из «Битлз»

К 80-летию со дня рождения великого рок-музыканта Джона Леннона

1443

В период «декоммунизации» в Восточной Европе либеральные, с позволения сказать, политики и журналисты просто захлебывались от восторга по поводу нередко практиковавшегося переименования улиц Ленина в улицы Леннона. В таких символических актах они усматривали воплощение полного и окончательного краха социализма и коммунизма, наступления «конца истории», пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Дмитрий Королев.

Но, видимо, эти недоучки, представляющие творчество «Битлз» и их лидера не более чем легким и жизнерадостным бренчанием гитар, не в курсе того, что глава «ливерпульской четверки» был человеком левых, а в определенный период, ближе к концу жизни, — даже леворадикальных взглядов. Так что переименование Ленина в Леннона, мягко говоря, было глупым решением: принимавшие его хотели поизмываться над первым, но на деле себя же выставляли людьми, мягко говоря, крайне необразованными.

Идейно Леннон бесконечно далек также и от позднесоветской и постсоветской либеральной рок-тусовки, которая вроде бы — с ее слов — вся «выросла на песнях «Битлз», но не вынесла из них ничего. В лучшем случае эти люди могут рассуждать о том, что песни «Битлз» олицетворяли для них «свободу». Вот только объяснить четко и конкретно, что такое свобода, либеральная интеллигенция не в состоянии.

Левизна полностью раскрылась у Леннона только после распада «Битлз», хотя тенденции к этому — прежде всего в вопросе борьбы за мир — наметились не позднее 1965 г. Тем не менее, фактически с самого начала «битломании» группа вполне отчетливо воспринималась как «левая». Её сразу стали противопоставлять Элвису Пресли, который позиционировался как человек правых взглядов, эдакий типичный «стопроцентный американец», носитель соответствующего образа жизни и мышления, твердолобый патриот Америки. Во время гастролей по США «битлы» познакомились с Элвисом, но отношения между рок-звездами с ходу не заладились.

То ли по каким-то идейным мотивам, то ли вследствие банальной зависти к успехам коллег, превзошедших его по популярности, Пресли стал строить против британских ребят козни: он даже требовал выслать их из страны! И это при том, что все «битлы» очень уважали «короля рок-н-ролла», считая себя его последователями и учениками. Леннон даже как-то заявил, что в музыке «до Элвиса не было ничего».

Вдобавок «Битлз», как люди неблагонадежные, попали под плотный колпак спецслужб — об этом свидетельствует досье ФБР, обнародованное уже в наше время. А сию-то почтенную организацию в те времена еще возглавлял Джон Эдгар Гувер, закостенелый консерватор, которому коммунисты мерещились за каждым углом.

«Битлз» часто являлись объектом нападок правых консерваторов. Во время гастролей в Японии их грозилась убить местная националистическая организация. На Филиппинах они отказались выступить на приеме у супруги диктатора Фердинанда Маркоса — за что с музыкантами едва не расправилась толпа сторонников режима.

Борьба с «битломанией» велась тогда и в Советском Союзе — в этом вопросе консервативные советские идеологи, с подозрением относившиеся к любым модным веяниям с Запада, в своем консерватизме вступили в смычку с консервативными защитниками капитализма. Однако это, как говорится, уже совсем другой вопрос…

…Творчество Леннона и «Битлз» остается предметом идеологических споров. Либералы затушевывают их остросоциальные мотивы, представляя «битлов» разве только борцами за мир, за «права и свободы». Левые, наоборот, преувеличивают социальный момент, закрывая глаза на противоречивость взглядов и образа жизни Леннона со товарищи. Консерваторы сводят все, что им противно, к их юношескому бунтарству, нигилизму и богоборчеству. В любом случае феномен «Битлз» и Джона Леннона настолько серьезен, что и исследовать его надобно со всей серьезностью.

Вот и в России в 2008 г. была защищена целая диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Владимиром Бокаревым «Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период „молодежной революции“ на Западе (1966—1973 гг.)». Актуальность ее обоснована «масштабным влиянием творческого и общественно-политического наследия Дж. Леннона на развитие современного мира», а также «необходимостью аргументированно противостоять современным фальсификациям деятельности Дж. Леннона, попыткам использовать его творческое и общественно-политическое наследие в спекулятивных политических целях». Выходит, Леннон, как и его «почти однофамилец», сегодня «живее всех живых» — и в центре борьбы!

Working Class Hero — «Герой рабочего класса»

Джон Леннон родился 9 октября 1940 г. — в разгар войны, в дни, когда был только-только пройден кульминационный момент Битвы за Британию. Родился он, как и все остальные члены группы, в Ливерпуле. Тогда это был пролетарский город — город докеров и металлистов (в смысле рабочих по металлу — в Ливерпуле очень развита была выплавка и обработка цветных металлов из привозного сырья).

В свое время Ливерпуль «поднялся», разбогател на торговле рабами (это отмечает в «Капитале» Карл Маркс) и хлопком (торговцем хлопком был отец Пола Маккартни). Но в портовых городах и социальные контрасты обычно более резкие. Во времена детства Леннона в Ливерпуле еще имелись такие рабочие трущобы, как будто они сошли со страниц «Положения рабочего класса в Англии» Ф. Энгельса!

Учась в школе, Джон считал себя изгоем-пролетарием. Насчет социального, классового происхождения Леннона и его друзей можно поспорить — классическим выходцем из рабочего класса был только Ринго Старр, родившийся в семье пекаря. Но, несомненно, хулиганствующий подросток Леннон хорошо видел вокруг себя все социальные контрасты, всю неприглядную изнанку общества. Много позже, в 1970 г., он напишет песню Working Class Hero, в которой очень резко и даже грубо (там употреблено слово fucking — из песни слов не выкинешь!) выразил положение рабочего класса как класса изгоев, парий, тех, на кого с нескрываемым презрением смотрят «успешные люди»: «С тех пор как ты родился, все только и пытаются тебя унизить, / Тебе не дают ни одного шанса проявить себя. / Со временем боль становится настолько острой, / Что ты уже не способен ничего воспринимать. / Чтобы понять это, надо родиться героем рабочего класса». «…Если ты умен — тебя ненавидят, если глуп — презирают. / Пока ты не сломаешься, ты не можешь играть по их правилам. / Чтобы понять это, надо быть героем рабочего класса» *.

Прокомментировал свою песню автор столь же резко и грубовато: «Думаю, это революционная песня. В том смысле, что написана для рабочих — настоящих рабочих. …Песня обращена к „героям рабочего класса“ вроде меня — выскочкам из низов, перебирающихся в средний класс. Я прошел этот путь и решил выпустить своего рода предупреждение всем, кто надеется на успех». Очевидно, музыкант хочет сказать: социальные лифты если и работают, то только для немногих вроде меня.

Становление группы «Битлз» происходило в еще одном портовом городе — в Гамбурге, этом самом левом городе Германии, городе Эрнста Тельмана и рабочего восстания 1923 г. Ранние «битлы» пели в ночном клубе для самых «низов», где пьяная публика бесцеремонно перекрикивала музыкантов. Условия работы были ужасными: по 8—12 часов выступлений ежедневно, а жили артисты прямо за сценой. Где-то перед началом «гамбургской гастроли» и родилось название Beatles — «гибрид» beetles (жуки) и to beat (бить, в смысле: делать акцент в такте).

Чтобы анализировать взгляды Леннона, его песни и сам феномен «битломании», нужно понимать тот исторический контекст, в котором все это происходило и развивалось.

Итак, 50-е — 60-е гг.: в рамках общего крушения колониальной системы рухнула Британская империя, и Великобритания из великой державы стала быстро превращаться в сателлита США, в «американского пуделя».

Штаты потерпели жестокое поражение в «космической гонке» — и это был удар по престижу системы капитализма. На Кубе победила революция с ее неповторимой романтикой, и лидеры кубинской революции — Фидель Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камилло Сьенфуэгос — стали кумирами целого поколения («Гевара — самый модный человек на все времена», — так о нем высказался Леннон). В США был избран — и до окончания срока правления убит — молодой и обаятельный президент Джон Кеннеди.

В это же время там разворачивается движение за права чернокожих, и Мартин Лютер Кинг собирает в Вашингтоне сотни тысяч манифестантов. Янки влезают во Вьетнам — и сразу терпят там явное поражение, самое позорное военное поражение в истории США. Берлинский и Карибский кризисы показывают, сколь хрупким стал мир. Осознав это, кто-то впадает в отчаяние или обустраивает для себя бункеры, а кто-то присоединяется к антивоенному движению, достигшему тогда апогея. Очевидный жесточайший кризис буржуазного миропорядка и миропонимания нашел свое выражение в кризисных явлениях молодежной жизни Запада 60-х: многотысячные протесты против войны во Вьетнаме, движение хиппи, повальное увлечение наркотиками, всплеск интереса к индийской религиозной культуре и паломничество в ашрамы. Наконец, распространение левачества в троцкистских и маоистских формах, кульминацией чего стал революционный взрыв в Париже 68-го. В русле всего этого двигались и «битлы».

Собственно, и сама «битломания» была проявлением кризиса общества, формой стихийного протеста против его опостылевших устоев.

«Все, что тебе нужно, — это любовь!»

Песня эта была исполнена на телешоу, которое транслировалось на множество стран, 25 июня 1967 г. Аккомпанировали «битлам» целый оркестр и хор, куда вошли их друзья — Мик Джаггер и Кейт Ричардс из Rolling Stones и гитарист Эрик Клептон. Считается, что песня положила начало движению flower power — «силы цветов», или, лучше, «власти цветов». Хиппи верили, что цветы сильнее оружия: они раздавали цветы солдатам и полицейским на антивоенных демонстрациях.

Провозглашая любовь наивысшей человеческой ценностью, Джон Леннон, так или иначе, выступает против существующего общества, высшей ценностью коего являются деньги, много-много денег. Олигархи же не могут удовлетвориться одной любовью, тем паче что они и ее приобретают за деньги, — они, как мы убеждаемся, готовы грести деньги до тех пор, пока не лопнут. Это бы нас не слишком волновало — мы же им не завидуем! — но вся беда в том, что рано или поздно наступает момент, когда для того, чтобы заработать еще один лишний миллиард, олигархам необходимо уничтожать друг друга. И речь тут идет не о криминальных разборках — нас бы и это не волновало, пускай «мочат» один другого на здоровье! — но о войне, о том, что борьба за рынки сбыта и сферы влияния подводит к глобальному смертоубийству.

«Наше общество — это погоня безумных людей за безумными целями», — в самую точку попал здесь Леннон. «Вы можете надеть туфли и костюм, можете причесаться и выглядеть миловидно, можете спрятать свой истинный облик за улыбку, можете ходить в церковь и отстаивать мессы, можете осуждать других за цвет кожи, можете лгать, пока не умрете, но вы никогда не сможете скрыть того, что вы моральный калека», — разоблачал он наш насквозь лицемерный мир, где важно «казаться, а не быть», где создана целая индустрия пиара, превращающая богатых и наделенных властью «моральных калек» в светочей добродетели.

«Мы живем в мире, где мы должны прятаться, чтобы заняться любовью, в то время как насилие практикуется средь бела дня», — мрачно и едко пошутил он.

Направлена песня Леннона и против националистов всех национальностей и мастей с их формулой «[Такая-то страна] превыше всего». Но задумывались ли они (и вы, читатель) когда-нибудь над тем, что означает это «превыше всего»? Означает ли оно «превыше чести, совести, достоинства, человечности»? Означает ли это, что из любви к родине, ради защиты ее независимости и целостности позволительно убивать женщин и детей, позволительно грабить, жечь, насиловать, пытать? А быть может, все-таки существуют в мире более высокие и важные ценности, чем «родная земля», которая в большинстве случаев принадлежит вовсе не всей нации, но кучке магнатов, под патриотическую болтовню торгующих родиной оптом и в розницу?

Далее, все националисты как на подбор называют себя верующими людьми, регулярно позируют в храмах, постоянно апеллируют к богу («мы живем на своей, Богом данной земле!»). Но ведь «превыше всего» означает и «превыше Бога» — а это с точки зрения религии вопиющее святотатство, и при такой постановке вопроса вряд ли можно рассчитывать на то, что «с нами Бог». Отринув любовь к ближнему, возбуждать ненависть к людям других национальностей — не смертный ли это грех?

В наши дни, к сожалению, стирается, исчезает граница между возвышенным, благородным патриотизмом и низменным национализмом: первый легко переходит во второй. Патриотизм все чаще служит последним средством «сплочения нации» вокруг правящих верхушек, доведших свои страны до промышленного упадка и финансового банкротства, до демографической катастрофы и деградации сферы образования и здравоохранения, до крайнего озлобления населения, к порогу социального взрыва. Патриотическим подъемом отвлекают внимание людей от нарастающего социального неравенства, от массового разорения мелкого бизнеса, от неустроенности молодежи, бессилия властей в борьбе с коронавирусом, наконец.

«Война закончится, если вы этого захотите», — наивно полагал Леннон. Нет, не закончится война просто так, пока не изжиты ее материальные предпосылки. Но чем больше людей — может, даже под влиянием песен «Битлз» — скажут «нет» войне и поймут ложность навязываемых им ценностей, тем быстрее будут изжиты и корни войны. Великие артисты могут и должны силой своего искусства менять этот мир!

Талантливые ребята из небогатых семей, «герои рабочего класса», на которых в одночасье свалились огромные деньги, превращались в буржуа — и это было вполне естественно. Но, несмотря на это изменение их социального статуса, они постоянно отторгали существующее общество — а общество в ответ раз за разом отторгало их.

В 1965-м королева Елизавета II наградила членов группы «Битлз» орденом Британской империи. Это само по себе было неслыханно — впервые в истории такую награду получили рок-музыканты, представители направления, неприемлемого для консервативной публики. А Леннон еще и подлил масла в огонь, заметив с иронией: «Ордена Британской империи получали до нас люди, проявлявшие героизм на войне и убивавшие других людей. Мы получили свои ордена за то, что развлекали людей. Мне кажется, мы больше заслужили эту награду». Это вызвало взрыв возмущения, и около восьми тысяч человек в знак протеста вернули правительству свои награды.

А спустя четыре года свой орден вернул государству уже сам Леннон — в знак протеста против поддержки Альбионом американской агрессии во Вьетнаме.

Леннон говорил и пел про революцию. Поскольку он был пацифистом, революция Леннона обычно трактуется в духе «революции сознания». Однако само бытующее представление о Джоне Ленноне как об эдаком вегетарианствующем пацифисте не совсем верно. У него ведь есть песня Power to the People! («Власть — народу!»), в которой недвусмысленно звучит призыв к революционному насилию:

«Миллионы рабочих трудятся за гроши [A million workers working for nothing], / Лучше дай им то, что им по праву принадлежит [what they really own]. / Мы свергнем вашу власть [We go to put you down], / Когда придем в город». Тут явно указан еще и характер пропагандируемой революции — она точно не «цветная»!

В довершение остается вспомнить про один из самых известных альбомов «Битлз»: «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» [Sergeant Pepper’s Lonely Hearts Club Band]. На обложке альбома, считающейся шедевром оформления музыкальных пластинок в стиле поп-арт, среди мешанины известных и неизвестных личностей, бок о бок с Гербертом Уэллсом изображен Карл Маркс.

Борцами за мир, против войны и вопиющей несправедливости, царящей в этом мире, проявили себя все четыре «битла». В антивоенных кампаниях не единожды участвовал Джордж Харрисон, а, скажем, Пол Маккартни откликнулся в 1972 г. на подавление ирландского национального движения в Ольстере песней «Отдайте Ирландию ирландцам» [Give Ireland to the Irish], которую отказались крутить крупнейшие британские радиостанции. Но самым пламенным борцом за мир — в разных формах, вплоть до эпатажа (знаменитая «постельная акция протеста» с Йоко Оно, во время которой родилась песня «Дайте миру шанс» [Give Peace a Chance]), — был однозначно Леннон. «Все, что мы говорим, — дайте миру шанс!» — спел он.

Международно-активный период деятельности «Битлз» продлился недолго — с 1963-го по 1969 г. (официально группа прекратила существование ровно 50 лет назад — в апреле 1970 г.), а концертно-гастрольная деятельность длилась еще меньше — она фактически завершилась уже в 1966-м. Однако «битломания» намного пережила и группу, и самого ее основателя. «Рок-н-ролл вечен, потому что он прост, в нем нет ничего лишнего», — говорил Леннон.

В наше время, когда мир особенно остро нуждается в том, чтобы ему дали шанс — чтоб он был избавлен от угрозы гибели из-за войны, из-за деградации окружающей среды, да просто из-за неуемной жадности «человека экономического», — песни Леннона обретают новую актуальность. Дело не только в их «остросоциальности», дело даже больше в их гуманизме. Джон Леннон любил мир, любил людей — и эта любовь осталась в его текстах и мелодиях.

Да, слушать песни «Битлз» нужно обязательно — ибо они дают невероятную жизненную энергию, они несут в себе любовь к людям и к жизни и желание жить, невзирая на всю отвратительную реальность.


*Переводы текстов песен «Битлз» подкорректированы автором статьи, поскольку в переводах, имеющихся в интернете, встречается искажение смысла отдельных произведений. Так, в Imagine слово greed переведено как скупость, хотя правильнее — жадность

Последние новости
Цитаты
Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Василий Мельниченко

Фермер, председатель Федерального сельсовета

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня