Мнения / Новости Украины
22 октября 19:47

Война и спорт

Почему совместная гордость за спортсменов не может объединить идеологически расколотую Украину

1855
На фото: Василий Ломаченко
На фото: Василий Ломаченко (Фото: Hiroaki Yamaguchi/AFLO/ Global Look Press)

В XIX веке появление массовых видов спорта стало серьезным подспорьем в формировании нового национального самосознания. Лояльность новой общности формировалась, в частности, за счет совместного сопереживания за спортивные команды, пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Кирилл Рыжанов.

Данный прием потом использовался не раз. На постсоветском пространстве лояльность к новым государственным символам — за которыми стояла определенная новая идеология государственного устройства — формировалась не в последнюю очередь за счет их использования национальными сборными стран.

В государственной пропаганде второго срока украинского президента Леонида Кучмы также достаточно активно использовались достижения украинских спортсменов. Ощущение сопричастности к их достижениям, как считалось, поднимало уровень патриотизма. Ну а любовь к стране в пропаганде плавно подменялась любовью/лояльностью к государству.

Читайте также

Однако такая тактика была возможной лишь при повестке, направленной на объединение страны — без излишнего переформатирования ее массового сознания. Ожидание реставрации социализма, которая казалась главной угрозой для украинской власти конца 90-х, уже через несколько лет перестало быть мало-мальски актуальным. Поэтому даже просоветские взгляды, не становящиеся руководством к действию, не рассматривались как нечто требующее немедленного изменения. Власть казалась (как минимум сама себе) достаточно прочной, и из этого вытекали логичные призывы к объединению — то есть, в целом к признанию сложившихся условий с возможностью сохранять различные взгляды на будущее страны.

Концепция объединения страны, предложенная в 2014 году, была уже принципиально иной: объединение предполагалось вокруг определенных ценностей. Эдакий политический национализм, при этом достаточно жестко завязанный на идеологические положения национализма этнического.

В этих условиях неизбежным становилось то, что значительная часть населения выпадала из «единой страны», кроящейся по идеологическим лекалам.

И вот спорт, который вновь мог быть призван к тому, чтобы служить объединяющим фактором, этой роли выполнить уже не мог. До определенной степени эту роль выполнял футбол — но в основном за счет того, что фанатское движение Украины ориентируется на крайне правую (практически без исключений) идеологию. А вот другие виды спорта, которые не получилось уложить в новый идеологический мейнстрим, регулярно становились поводом для скандалов.

Так уж совпало, что чаще всего в этом ключе звучал бокс — в основном в связи с позицией украинских чемпионов мира по боксу Александра Усика и Василия Ломаченко. Их принадлежность к условной «партии мира» регулярно становилась поводом для организации скандалов в медиапространстве. И вот — очередной всплеск ненависти к Василию Ломаченко — прихожанину Украинской православной церкви, который не позиционирует конфликт на Донбассе как российско-украинскую войну, а русский и украинский народы считает братскими, — пришелся на выходные, после его поражения в бою с Теофимо Лопесом.

Шквал злорадных комментариев из-за поражения украинского боксера на международной арене исходил как раз от тех, кто привык позиционировать себя «патриотами». Однако противоречие в этом только видимое. Возвращаясь к сказанному выше: представителями «единой страны» считаются лишь те, кто разделяет ее основные идеологические установки. И в этом смысле совершенно неважно, что Ломаченко и Усик повышают престиж Украины на международной арене — а про их «неправильные» взгляды будет знать ничтожное количество тех иностранцев, кто в очередной раз в положительной связи увидит флаг Украины и услышит гимн.

Между тем вопрос определения украинского народа важен как раз для тех, кто как минимум заявляет о необходимости поиска путей к объединению украинцев. Однако уходя от простейшего определения, что украинским народом являются все граждане Украины всех национальностей (что, в общем-то, записано в Конституции), очень сложно найти универсальные определения.

Читайте также

Так, президент Зеленский в своем послании к Верховной Раде 20 октября отметил: «именно украинский народ совершил две революции в 2004-м и 2014 годах». Тут же Владимир Александрович, обращаясь к «лидерам партий, один из которых обладает тремя телеканалами» (явный намек на Виктора Медведчука), отметил, что именно в результате революций «большинство из вас оказались в этом зале». То есть «наследие майдана» предполагается общим в том числе для тех, кто активно ему противился. Вопрос — если «революцию совершил народ», то получается, что те, кто противился ей, в народ не входят?

Ну а попытки восстановить единство страны через апелляцию к неким объединяющим объектам гордости не работают — боксерский поединок прошедших выходных это продемонстрировал очень ярко.

Последние новости
Цитаты
Сергей Нациевский

Политик, Член ЦК КПРФ

Денис Ильин

Директор Агентства по туризму Ульяновской области

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня