Отечественные провайдеры могут лишиться радиочастот для распространения домашнего беспроводного интернета
Поскольку финансовое положение УВЗ далеко от хотя бы приемлемого уровня, концерну остро нужен крупный государственный оборонный заказ, дабы «поправить здоровье». Заодно не оставив в накладе и собственных эффективных менеджеров.
Только российское общество и диванные милитаристы успокоились по поводу танка Т-14 «Армата», как руководство УВЗ вбросило целый пакет мелких новостей о его блестящих перспективах. Первоисточником их стал генеральный директор — главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в концерн «Уралвагонзавода») Андрей Терликов.
Как передали российские СМИ, «в ходе международной выставки вооружений IDEX-2021 он сообщил, что серийные поставки чудо-машины начнутся в 2022 году, а ее конечная стоимость будет определена на третьем году серийного производства. То есть, примерно в 2025 году».
Отечественные провайдеры могут лишиться радиочастот для распространения домашнего беспроводного интернета
Сейчас сверхтанк проходит уже несколько лет военно-полевые испытания и до конца 2021 года УВЗ по контракту должен передать Минобороны тестовую партию из 132 машин. Для танка пока нет штатного боеприпаса под гладкоствольную пушку 2А82, которую будет производить Артиллерийский завод № 9 в Екатеринбурге. Его разработку передали зачем-то в «Росатом». Получится ли что-то из этого путное, пока не понятно.
В принципе, логика заявлений представителя УВЗ ясна. Надо пиарить свой продукт, постоянно будировать общественность и позитивным новостями поддерживать своих лоббистов, которые выклевывают мозг Минобороны и Минфину с требованиями начать закупку непобедимых танков. Все это делается вполне рационально и без каких-то приступов ура-патриотизма.
Напомню, я посвятил «Армате» целый цикл публикаций. И суть плясок с бубном вокруг вообще всей линейки новой бронетехники в РФ (БМП «Курганец», БТР «Бумеранг» и прочих) заключалась в том, что к середине 2000-х годов военные окончательно уперлись в тупик советского танкостроения. Закупавшийся на тот момент в войска небольшими партиями танк Т-90 (производства УВЗ) особых позитивных эмоций не вызывал.
А когда в 2011 году производитель поднял цены на него более чем в два раза (до 2,5 миллионов долларов), то Минобороны вообще отказалось от покупок этого изделия. Обиженный коварством нижнетагильских танкоделов тогдашний главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал-полковник Александр Постников позволил себе на всю страну непатриотично заявить, что «Т-90 является семнадцатой переработкой старого Т-72». Закупки в небольших партиях модернизированного Т-90 российские военные, кстати, возобновили лишь в 2020 году.
Сейчас на вооружении армии РФ находится в войсках более 3000 танков Т-80, Т-90 и модернизированных Т-72. На базах хранения ждут своего часа еще от 10 до 15 тысяч стальных машин. Казалось бы, куда еще больше танков Ресурсной Федерации?
Однако, на волне сотрудничества с рядом стран-членов НАТО (в первую очередь, Францией, Австрией и Германией) УВЗ в конце нулевых на базе имевшихся советских разработок сделал ход конем и выкатил новый танк (точнее, его идею). Лоббисты донесли эту мысль до военных и в 2010 году министерство обороны РФ заявило, что к 2015 году начнется серийное производство этих машин. А всего до 2020 года будет поставлено в войска 2300 новых танков! В 2011 году генералы подтвердили срок, уточнив лишь, что «если все пойдет гладко». Но уже в 2012 году сроки принятия Т-14 на вооружение и его поставки в войска плавно сместились на 2017 год.
В 2018 году серийное производство танков «Армата» отнесли уже на 2020 год, а сейчас его планируют начать в 2022 году. При этом танк до сих пор не прошел полный комплекс опытно-конструкторских и военно-полевых испытаний и самое важное, не понятна стоимость этого чудо-девайса.
Конечно, это не помешало таскать прототипы изделия с 2015 года на военные парады в Москве, вусмерть пугая воинственных украинцев, успевших тогда же «сжечь несколько сотен» «Армат» под Мариуполем (если верить «неполживым свидетелям» с якобы разряженными аккумуляторами видео- и фотокамер). Однако, несмотря на бодрый ор пропаганды, с 2018 года проект «Армата» был поставлен на долгую, стратегическую паузу. Ее тогда публично огласил первый вице-премьер правительства России Юрий Борисов (курировавший в то время весь военно-промышленный комплекс РФ). С учетом могущества лоббистов УВЗ шаг достаточно смелый, но военные были крайне раздражены дрязгами по поводу стоимости чудо-танка.
Сам спор начался еще в начале 2010-х годов, а в 2015 году тогдашний гендиректор УВЗ Олег Сиенко вынес сор из избы, заявив, что уральские машиностроители готовы порадовать Родину машиной за 250 миллионов рублей или чуть более 4 миллионов долларов. Если кто не понял, это в почти четыре раза превышало стоимость Т-90 до 2011 года, и касалось именно серийно производимых танков!
С учетом того, что Минобороны курлыкало о закупках 2300 этих «армат», стоимость контракта в чистом виде (без дополнительных закупок боеприпасов, запчастей, ремкомплектов, строительства баз хранения, центров обучения и так далее) вылетала сильно за 9 миллиардов долларов! Пока генералы пили валидол, Сиенко с трудом, но уволили из УВЗ, и затем концерн перешел под контроль «Ростеха» Сергея Чемезова.
Агрессивность Уралвагонзавода в выбивании денег из государства отнюдь не снизилась, а лишь выросла благодаря более мощному кулаку лоббистов. По сути, проект «Армата» был и является до сих пор способом поправки финансового здоровья машиностроительной корпорации.
Напомним, что концерн к лету 2016 году накопил почти 4 миллиарда долларов задолженности (чистый долг предприятия на конец первого полугодия 2016 года составлял 276 миллиардов рублей при выручке за полугодие в 43,1 миллиарда рублей). Поэтому государство взяло тогда уральских машиностроителей на буксир и продолжает тянуть их до сих пор. В 2016 году концерн получил государственные гарантии на 25 миллиардов рублей, а часть его задолженности была реструктурирована или погашена за счет госбанков (например, Газпромбанк помог выплатить кредит Альфа-банку). Кредиты от ВТБ, полученные в 2016—2017 годах, были в минувшем году пролонгированы до 2029 года.
Поскольку от 25 до 40% выручки УВЗ в среднем идет от «гражданской продукции», где основной номенклатурой выступают железнодорожные вагоны и техника, то Минпромторг в 2016 году запретил операторам железнодорожных перевозок продлевать сроки службы вагонов — им пришлось массово списывать старые вагоны и начать закупку новых. Это дало заводу новые заказы. В последующие годы эти и другие меры поддержки приходилось применять снова.
Проще говоря, главный производитель танков в РФ несмотря на все ухищрения государства, балансирует на грани финансовой пропасти. Проблема обусловлена узостью внутреннего рынка железнодорожных грузовых вагонов с одной стороны, а с другой — отсутствием крупных заказов от государства на производство танков. Конечно, контракты на поставки Т-90 за границу как-то спасают, но их явно недостаточно, чтобы содержать 30-тысячный коллектив и массу «эффективных менеджеров».
Поэтому с приходом «Ростеха» на УВЗ споры о цене лишь ожесточились. В 2018 году, напомним, концерн предлагал танк уже за 450 миллионов рублей, а люди в форме божились, что более 320 миллионов заплатить не смогут.
С производственной точки зрения выпуск «Арматы» представляется самым натуральным мучением. До сих пор на площадке Уралвагонзавода толком не достроен цех по сборке этих чудо-машин. Напомним, что с этим строительством вышла типично для нашей страны история.
Тендер на строительство промплощадки за 756 миллионов рублей, как мы писали ранее, получила московская «Строй Групп» бизнесмена Павла Бабаева. Эта компания получила от УВЗ помимо этого заказа еще несколько контрактов на общую сумму до 3 миллиардов рублей. Что было дальше, надеюсь, самые умные уже поняли? Разумеется, ничего построено не было, деньги куда-то пропали, а в 2020 году сам Бабаев и его подельники были арестованы:
«Руководству компании ООО «СК «Строй групп»» из подмосковных Химок предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Об этом в пятницу, 6 марта, «Ленте.ру» сообщила официальный представитель Следственного комитета России (СКР) Светлана Петренко.
Речь идет о генеральном директоре предприятия Павле Бабаеве, его советнике Константине Лободе и их соучастниках. По версии следствия, аферисты похитили около трех миллиардов рублей из бюджета России, выделенных на развитие оборонно-промышленного комплекса страны в 2011—2012 годах.
Сергей Шаргунов о том, как удалось вернуть стационар в архангельский посёлок
Уже установлено, что похищенные средства были выведены за рубеж на счета аффилированных юридических лиц по фиктивным контрактам. При этом договорные обязательства перед госкорпорациями руководством компании ООО СК «Строй Групп»" исполнены не были, а сроки реализации проектов были сорваны. В настоящее время Бабаев и Лобода отправлены в СИЗО".
Хорошо, конечно, что они понесут заслуженное наказание, но ведь украденные время и деньги не вернуть, не так ли? Так что не надо удивляться тому, что в 2019—2020 годах УВЗ с трудом выполнял даже скромный заказ Минобороны по тестовой партии в 132 машины. Можно без обиняков сказать, что завод и сейчас не готов к серийному выпуску этих танков.
Тем не менее, УВЗ вряд ли сдастся и его представители будут неутомимо информировать общественность об очередных «успехах» своего изделия. Им нужно получить любой, более-менее крупный контракт, чтобы набить себе карманы и продержать как можно дольше свою кормушку на плаву. Лоббисты УВЗ и Ростеха вполне могут проломить дыру в бюджете РФ, чтобы не мытьем, так катанием вытащить оттуда хотя бы пару-тройку миллиардов долларов на будущий супертанк.