Потрогать Россию за голую Арктику

Страны Запада и Востока выстраиваются в очередь за доступ к Северному морскому пути

2769
Потрогать Россию за голую Арктику
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Интерес к Северному морскому пути и русской Арктике последнее время проявляют не только традиционные партнеры России по торговле — китайцы, но и пионеры в сфере высоких технологий — японцы. Возможно, их знаменитые автомобильные концерны рассчитывают, в преддверии потепления климата, экспортировать нам на севера свою чудо-технику. Например, болотоходы или трактора. Видимо, это их цель, но начали японцы сильно издалека.

В стране Восходящего солнца посчитали, что в торговых связях с Европой использование Северного морского пути гарантирует экономию времени — около 60 процентов по сравнению с маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал. Кстати, авария контейнеровоза 23 марта в Суэцком канале резко повысила градус привлекательности северного маршрута. Севморпуть (СМП) сейчас всерьез рассматривается, как альтернатива южному торговому коридору.

Навигация в Ледовитом океане в ближайшие годы станет круглогодичной из-за объективного фактора — потепления климата. Плюс Россия намерена обеспечить бесперебойное и безопасное функционирование СМП посредством мощных ледоколов. Кораблей такого класса в стране более сорока. К слову, в России самый большой ледокольный флот в мире. Дополнительно, до 2026 года, Балтийский завод построит для Севморпути пять атомных ледоколов, еще два супер-ледокола строятся на дальневосточной верфи «Звезда».

Читайте также
Сияние и мгла Сияние и мгла

В Союзе писателей России прошла презентация двух книг Алексея Шорохова «Война» и билингвальной (на русском и английском) «Из сияющей мглы»

Однако, считают в Японии, выгоды транспортной логистики это еще не все. Как только Северный Ледовитый океан станет свободным ото льда, в разы увеличится доступность залежей природных богатств, которые ждут своего часа в русской Арктике. Да, именно в русской, так как Россия территориально фактически владеет Северным морским путем. Прочие страны прибрежные страны — США, Канада, Норвегия, имеют лишь выходы в Ледовитый океан, а также громадное желание поучаствовать в дележе будущих доходов. А Китай, например, прямого выхода к Северному Ледовитому океану вообще не имеет, но не скрывает намерений извлечь максимальную выгоду от использования СМП и ресурсов Арктики. В Японии также заявили, что страна не останется в стороне от протекающих в Арктике процессов. «В будущем этот регион приобретет стратегическое значение для планеты и стабильности во всем мире» — так выразился министр обороны Японии Нобуо Киси.

Россия, образно выражаясь, оказалась в положении Мерилин Монро на знаменитой фотографии, где у красавицы задралась юбка. Всем интересно потрогать Россию за голую Арктику. И с этим надо что-то делать.

Нельзя сказать, что в нашей стране не понимают того факта, что Север, из захолустного гулаговского прошлого, вдруг стал превращаться в блестящее цивилизованное будущее. Северный морской путь способен разом решить вековую проблему — доступ России к незамерзающим портам и таким образом обеспечить процветание страны. Поэтому российские войска значительно активизировали свою деятельность за полярным кругом — последние годы в арктическом регионе активно создается военная инфраструктура.

Однако, заметим, содержание СМП как транзитного коридора из Азии в Европу, помимо военной, потребует строительства еще и гражданской инфраструктуры. А это железные и автомобильные дороги, перевалочные порты вдоль побережья Ледовитого океана, города, заводы и т. д. Пока на месте будущего великолепия лишь вечная мерзлота, которая по мере потепления климата превращается в болото. Японцы отмечают, что в России мало всепроходимых машин, способных обеспечить бесперебойную доставку строительных грузов на Север в условиях тающей вечной мерзлоты.

На самом деле, такая машина вообще одна — двухсекционный вездеход-амфибия ДТ-30. Машина проектировалась для советской армии в конце 1960-х годов. В 1980 году вездеход ДТ был принят на вооружение, и началось его серийное производство. Сейчас есть несколько модификаций этой машин. Армейский ДТ-30 «Витязь», например, оснащен зенитной установкой, зенитно-ракетным комплексами «Панцирь СА» или «Тор М2ДТ». Гражданские модификации ДТ-30 работы работают у геологов и буровиков.

Однако, в случае начала активного строительства на Севере портов и железных дорог, специализированных вездеходов потребуется очень много и тут, похоже, японцы увидели для себя коммерческую нишу. Японский «флот самообороны» не может конкурировать с флотами великих держав в Ледовитом океане, зато, намекают в Токио, на суше японская техника очень даже впишется в дело освоения русской Арктики. Какие еще перспективы сотрудничества или конкуренции между странами открываются с развитием Северного морского пути, редакция «Петербургской газеты» попросила рассказать известного российского ученого, инженера, автора более ста изобретений, в том числе кораблей-тримаранов ледового класса Гамида Халилова.

— Северный морской путь через короткое время, возможно, станет основным торговым коридором, связывающим Европу и Азию. Многие страны хотят поучаствовать в этой прибыльной концессии. Насколько, по вашему мнению, обоснованы притязания на морской путь через Арктику таких стран как США, Канада, Норвегия? Сейчас даже отдаленные государства — Китай и Япония, высылают туда корабли с целью обозначить свой интерес.

— Есть всеми признаваемая морская граница России, исключительная экономическая зона, которую мы должны защищать. Хотя конечно, в этом случае надо не конфликтовать, а договариваться, с учетом собственной выгоды. Поэтому для начала Россия должна хорошо вложиться в Северный морской путь, построить корабли, чтобы стать главным перевозчиком. Оптимально будет разделить доли перевозок в процентах, но чтобы основная часть приходилась на российский флот.

В случае с СМП, правда, есть свои тонкости и недоговоренности. Например, в Норвегии сейчас строят тримаран-ледокол. Это судно очень высокой проходимости — оно может разбивать лед в высоких широтах. Возможно, с помощью таких кораблей норвежцы собираются проложить собственный торговый путь и обходить нашу экономическую зону севернее.

Другой момент: на Аляске стоит американская климатическая станция. Никто доподлинно не знает, как эта станция может влиять на погоду в регионе. Какие ее возможности? Вдруг США владеют механизмом, способным, условно говоря, «насылать» штормы, или мороз в тех широтах? Или формировать ледовые поля? Тогда Северный морской путь будет зависеть от капризов политики — а Штаты могут нам навредить — и он уже не будет оптимальным для торговли, или вообще закрыт. Это надо учитывать.

Что бы обезопасить себя от провокаций и шантажа со стороны Соединенных Штатов, желательно параллельно с СМП вернуться к проекту альтернативного, Южного морского пути. То есть — построить стратегический канал из Каспийского моря в Персидский залив, по территории дружественного нам Ирана. Этот проект активно обсуждался в конце ХХ века. В строительство хотели вложиться Иран и Китай. Тогда дело заглохло, а жаль — ведь Россия получила бы выход в Индийский океан не только для торговых судов, но и кораблей ВМФ.

Читайте также

— Вдоль побережья Ледовитого океана с пуском СМП России придется строить порты, дорожную и экономическую инфраструктуру. Потянет ли страна этот глобальный проект в одиночку, или такое строительство возможно только в рамках международного сотрудничества? Всем миром, так сказать?

— У России нет таких огромных ресурсов, чтобы в изоляции сделать побережье Ледовитого океана привлекательным для судоходства и безопасным. Там потребуются порты с заводами для починки транзитных судов, надежная спасательная служба и т. д. Чтобы снизить риски, в том числе — политические, должно быть международное сотрудничество, кооперация.

Кооперация необходима, чтоб в процессе строительства приобрести друзей, а не нажить врагов. Сотрудничество, например, с Японией, при создании инфраструктуры СМП, позволит вывести эту страну из-под влияния США. Северный морской путь может, вообще, поменять геополитический расклад кардинально в нашу пользу, если все умно просчитать. Но и про иранский канал забывать не надо.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Александр Фролов

замгендиректора Института национальной энергетики

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня