Разумное обустройство России

Какие первые шаги необходимы для возвращения страны в адекватное здравое жизненное русло

2558
На фото: герб России на здании Государственного Кремлевского дворца на территории Московского Кремля.
На фото: герб России на здании Государственного Кремлевского дворца на территории Московского Кремля. (Фото: Владимир Гердо/ТАСС)

Рано или поздно всё заканчивается, в том числе и времена правителей, какими бы они ни были: справедливыми, авторитарными, предательскими, в светлое или мутное время для страны. Я не политик, не экономист и не политолог, но позволю себе высказать своё дилетантское мнение и видение человека, которому не нравится, что и как происходит в родной стране. Понимаю, что есть специалисты, которым это видение будет видеться примитивным, но сделаю попытку обозначить принципиальные векторы развития страны, которые, на мой взгляд, являются правильными. Должна смениться парадигма мышления власти, в сторону направленности на уважение власти к своему народу, поддержку человеческого самоуважения, честное принятие властью решений граждан собственной страны, обеспечение и поддержание суверенности и независимости страны, когда «дух страны превыше финансового благополучия отдельных властителей».

Далее в статье фактически нет системного подхода, но представлено понимание, какие первые шаги необходимы для возвращения страны в адекватное здравое жизненное русло. Объять необъятное невозможно и многое не получится сказать и охватить, но общее понимание при прочтении данного раздела должно сформироваться.

Немного о государственном управлении и власти

Читайте также
Дом, который… Дом, который…

Сергей Шаргунов о том, как удалось защитить единственное жилище семьи в Подмосковье

Устройство подходящей для России вертикали власти, на мой взгляд, можно описать следующим образом.

Одна страна — один президент. В России, несмотря на федеративное государственное устройство, должен быть только один президент — президент России. Правительство, министерства и министры — только федеральные; в регионах — губернаторы, главы регионов, управления и департаменты.

Основным и главным принципом вертикали власти является не безусловное подчинение вышестоящему начальству вне зависимости от законности его распоряжений, а соблюдение законов РФ всеми должностными лицами на всех уровнях власти и ветвей вертикали. Этот подход позволит сохранить и управляемость и, одновременно, законность, а следовательно, создаст стабильность работы исполнительной власти. При этом возникает другая проблема — излишняя формализация деятельности исполнительной и законодательной властей. Крайне заформализованная власть, как и значительное снижение веса формализованности, приведёт к торможению в управлении государством. Нахождение гармонии между формальностью и человеческим фактором должно привести к более оперативной управленческой деятельности. Кроме соблюдения законности подчинения у чиновников появляется возможность на независимость своего мнения, способность его отстаивания, чего им так сейчас не хватает.

Главными критериями назначения на должность в государстве должны быть — профессионализм, опыт и компетентность в назначаемой сфере, а также человеческие качества. Для проявления гуманности и ориентированности на общество в человеческих качествах сама идея государственного управления должна быть пронизана данными принципами, должны быть чётко поставлены цели развития успешного, здорового во всех смыслах общества. Принципы лояльности, кумовства должны кануть в лету.

Про выборность

Власть должна быть ограничена и по полномочиям, и по длительности на всех уровнях. Так, Президент в России должен избираться на срок пять лет, Государственная Дума — на четыре года. Правление президента должно быть ограничено всего двумя сроками, депутатов Думы — не более чем тремя избирательными сроками.

Конституционный запрет либо ограничение рокировки типа «президент-председатель правительства» — не более одного раза в одну сторону за всё время нахождения данных лиц у власти. Также выходцам из силовых органов необходимо наложить запрет на Конституционном уровне возможности занимать должности выше министерских профильных ведомств. В данном случае вступает в силу принцип контроля прав меньшинства для соблюдения и не ущемления прав большинства граждан России.

Главы регионов, управляющие городов должны избираться на срок не более четырех лет, всего не более трех раз, должны постоянно проживать в своём регионе не менее 15 лет.

При выборах во все уровни власти, как федеральные, так и местные, единственным фильтром является голосующий гражданин России, другие фильтры должны быть отключены. Применение уголовного законодательства и иных ограничений в качестве ограничения избирательности возможны только в русле правовом, но не допустимы в качестве инструмента политической борьбы.

Если во время выборов в органы государственной власти лицо, занимающее государственную должность, становится «лидером» или «лицом предвыборной кампании», а чаще всего эту роль исполняют губернаторы или президент страны, то он автоматически должен лишаться занимаемой должности, входить в список избираемой партии и переходить в Думу, если партия проходит; если партия не преодолевает выборный барьер, то данное государственное лицо назад на должность свою не возвращается. Это принцип ответственности «лидера» избирательной кампании той или иной партии — принцип «стал лицом предвыборной кампании партии — забудь про должность». Следующим шагом должно быть ограничение занимать государственные должности на избирательный срок.

Вне зависимости от набранных при выборах фактических голосов в Государственной думе, ни одна партия не может иметь более 50% мандатов. Распределение мест в Думе должно начинаться от нижнего проходного барьера в 3% и должно быть пропорциональным. Совет Федерации должен формироваться преимущественно выходцами второй по голосам партии, избранной в Госдуму, что не даст злоупотреблять автоматическим принятием без критического обсуждения и прохождения законодательных актов и приведёт к выработке культуры коммуникации и договороспособности обеих ветвей законодательной власти.

Непосредственное управление страной осуществляет председатель правительства, который напрямую подчиняется президенту страны. Президент РФ осуществляет преимущественно внешнеполитическое управление, а также контроль за управлением страной. Председатель правительства при нарушениях или неудовлетворительных результатах регионального управления делает аргументированное представление о лишении глав региона полномочий. Формулировка при лишении губернаторских полномочий «за недоверие» должна быть исключена, ввиду паранойяльности, а не рациональности формы управления и сугубо субъективного ощущения президента в качестве основания. Отказ президента «снять» губернатора на представление председателем правительства также должен быть аргументированным.

Принцип политической неприкосновенности. В отношении президента страны должен работать принцип политической неприкосновенности, действие которого распространяется на политические решения руководителя страны. Но, вне зависимости от занимаемой должности в настоящее время или после ухода с президентства, за уголовные деяния неприкосновенности быть не должно, т.к. президент должен быть подчинён, как и любой гражданин России, уголовному преследованию за правонарушения. Для обеспечения этой ответственности должна быть введена должность независимого от назначения президента прокурора, выбираемого одновременно с президентом, либо на неё должен быть назначен основной предвыборный оппонент президента, либо человек, занявший второе место в выборной президентской гонке; вопрос обсуждаемый. При введении этой нормы, президент страны, как и любой гражданин будет неприкосновенным за свои политические убеждения, но будет нести ответственность перед уголовным законодательством.

В настоящее время федеральный центр себе забирает лучшую долю с собираемых налогов, а остатки оставляет на местном уровне по принципу «если соберёте что-то, то ваше». Не совсем справедливое решение. Нужно перераспределение налогов, когда от всех налогов, собранных на местном уровне, определённый процент идёт в федеральный центр, остальные остаются в регионе. Это даст большую свободу регионам в проведении экономической политики, и исключить унизительную форму «выпрашивания» денег у Центра. Но при этом при большей свободе должен быть и больший спрос за экономическое благополучие в регионе, социальную обстановку и уровень жизни населения. Центральная власть не должна вмешиваться в распределение средств, но должна контролировать ход развития региона, разрабатывать рекомендации, и применять соответствующие ситуации санкции в случае необходимости. Постоянные кадровые назначения глав регионов «из центра» не допускаются. В случае аргументированной отставки главы региона, один из его заместителей назначается временно исполняющим обязанности губернатора и в установленные законом сроки проводятся новые выборы главы региона.

Отдельным пунктом приходится касаться избитого понятия — равенства всех перед законом. Поговорим лишь об одной малой толике этого равенства, о детях высокопоставленных чиновников или так называемых мажорах, которые «равнее равных» и закон им не писан. Принцип равенства в данном вопросе прост — как только такое «дитя неразумное» нарушило законодательство, его высокопоставленный родственник автоматически лишается должности, вначале на период следствия, а затем, если будет доказано влияние этого родственника прямо или косвенно на следственные действия и судебное решение, полностью с лишением возможности в дальнейшем занимать должности в государственных органах власти. Сроки такого «лишения власти» необходимо разработать, примерно должны равняться максимальному сроку наказания по статье, нарушение которой допустило «высокопоставленное» чадо, естественно при полной доказанности криминального случая.

Выборы любого уровня должны быть открытыми и честными, без административного вмешательства и считаться проведёнными, если независимые наблюдатели, имеющие полный доступ на всех этапах голосования, обработки и подсчёта голосов присутствуют не менее чем на 95% избирательных участков. На избирательных участках, на которых отмечены нарушения и результаты голосования не признаны законными, должны быть проведены повторные выборы за финансовый счёт лиц, нарушивших избирательное право (например, сделавших вброс, организовавших карусель и т. д.), также в будущем эти лица должны лишиться права участвовать в избирательных комиссиях или быть наблюдателями.

Государственные служащие и их супруги должны являться гражданами России, не имеющими недвижимое имущество за пределами страны. Лица, с двойным гражданством или не граждане РФ не имеют права занимать государственные должности, а также доступа к государственной тайне или основополагающим компаниям и отраслям. Государственные служащие, чиновники, обязаны получать медицинскую помощь только в РФ на общих основаниях в организациях здравоохранения общегражданского назначения. Должны быть отменены ведомственные медицинские учреждения, кроме ФСБ и Министерства обороны.

Конституция и законодательство

Конституция РФ должна быть высшим законодательным и юридическим документом, любые изменения в которой, даже мало мальские могут допускаться только при однодневном всеобщем Всероссийском голосовании. Даже запятая, точка, пробел могут быть изменены только на таком голосовании, при условии, что количество проголосовавших должно быть более 50% от общего числа граждан России с 50%+1 голосом за предложенное изменение. Не допускается изменение положений Конституции даже «конституционным большинством» в любой из законодательных палат. Любые законодательные акты перед их принятием должны проходить процедуру подтверждения на соответствие Конституции России, и до прохождения данной процедуры они не должны считаться действительным. Должно быть два комитета, проводящих данную процедуру — в Госдуме и в Совете Федерации. При невыполнении этих условий законодательный акт должен считаться нелегитимным, нелегальным и не имеющим законной силы.

Права и обязанности граждан и государства должны быть конституционно обозначены и конституционно же чётко разделены, с определением границ вмешательства или невмешательства государства в права граждан. То есть у населения страны должны быть неприкосновенные государством ни под каким предлогом права, такие как право на жизнь, на собственность, на частную переписку, право на смерть.

Принцип независимости суда. Ни президент, ни органы власти не имеют права вмешиваться в работу судебной системы, а также назначать глав судов и судей любого уровня, то есть судебная система должна быть по факту независимой. Должность судьи должна являться выборной и сменяемой. Эти два положения необходимо закрепить Конституционно. Любой неофициальный контакт органов власти, силовых структур с судом должен приниматься, как давление на суд и лица, неофициально контактировавшие с судебными инстанциями, должны автоматически лишаться своих должностей. Только таким образом возможно обеспечение справедливой и независимой правовой функции судов.

Читайте также
Сияние и мгла Сияние и мгла

В Союзе писателей России прошла презентация двух книг Алексея Шорохова «Война» и билингвальной (на русском и английском) «Из сияющей мглы»

Необходимо отказаться от моратория на смертную казнь, разморозить «исключительные» статьи или пункты статей. Уровень коррупции, воровства и взяточничества в России достиг таких масштабов, которых не было в стране за всю её историю существования. Если при Петре Первом был лишь один «гениальный друг» — А.Д. Меньшиков, то сейчас таковых расплодилось множество. Конечно, победить коррупцию невозможно, жадные и алчные люди всегда были, есть и будут, но не в таких масштабах, в которых они представлены во властных и управляющих структурах страны в настоящей истории. За отменой моратория на смертную казнь, её действие должно быть расширено и на финансовые злоупотребления во власти (откаты, распилы и т. д.). Примерные планки введения исключительной меры: к примеру, получил бюрократ 20 млн. и большее рублей незаконного дохода — смертная казнь с конфискацией имущества, 10−20 млн. — пожизненное осуждение без права досрочного освобождения. Цифры, конечно же, примерные, но принципиальный подход должен быть таким, который повысит вероятность навести хоть какой-то порядок в стране.

Психическим расстройствам подвержены все и в любом возрасте, независимо от статуса, социального положения, финансового обеспечения, образования и так далее. Для исключения управления страной человеком с психическими отклонениями в Конституционном порядке необходимо прописать критерии нарушения психического здоровья (психиатрические заболевания), являющиеся причиной для прекращения полномочий президента, при которых он не может управлять государством, а законодательно закрепить механизм отстранения от власти президента с психическим заболеванием. Примерный перечень психических расстройств, при которых человек не может являться президентом или быть допущенным к выборам в президенты страны, а также его правление должно быть прекращено: деменция, шизофрения, шизофреноподобные и бредовые расстройства, паранойя.

Также необходимо прописать и процедуру импичмента президента избирателями — гражданами страны таким образом, чтобы возможность её реализации согласовывалась со здравым смыслом. Если люди могут и имеют право избирать главу государства, то они же имеют право и отзывать его. Необходимо определить критерии, при которых возможен импичмент избирателями. В их список можно включить — низкий объективный рейтинг президента, неудовлетворительные результаты президентства, неспособность соблюдения национальных интересов, поддержания суверенитета и другие (список обсуждаемый). А решение Всероссийского референдума является обязательным к исполнению для президента и органов государственной власти.

Последние новости
Цитаты
Михаил Синельников-Оришак

Политолог и публицист

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня