Всю прошедшую зиму, заходя в метро, я наблюдал, как во входном павильоне, который недавно оборудовали подогревом, лежат и распространяют зловоние граждане без места жительства (а проще говоря — бомжи). При этом полиция лишь периодически лениво гоняла их с места лежки, но вскоре они возвращались. И через это зловоние на работу спешили тысячи людей, которые данную картину воспринимали как данность. Кстати, в холодное время года подобное можно наблюдать по всей Москве, особенно возле метро, вокзалов, крупных торговых объектов.
А сколько таких «бедолаг» ютится возле теплотрасс, в подвалах и подъездах! Похожая ситуация и в других российских городах. И это все происходит во вроде бы цивилизованной стране, в 21-м веке!
Нужно отметить, что точных данных по количеству бездомных в России нет. Официальный подсчет проводится раз в 10 лет во время переписи населения. В 2002 году Росстат учел 142.559 бездомных, в 2010 — 64.077.
При этом эксперты отмечают, что официальная статистика сильно занижена. Так, петербургский фонд «Ночлежка» приводит цифру около 4 млн бездомных по стране. Понятно, что все эти цифры приблизительные, но очевидно — бездомных в России много!
Характерно, что по данным дата-платформы «Если быть точным», 61% опрошенных россиян считают, что главной причиной бездомности являются вредные привычки. Тогда как по опыту «Ночлежки», главная причина бездомности — переезд в другой город в поисках работы (41,7%), на втором месте — неблагополучная ситуация в семье (28,8%), на третьем — мошенничество с недвижимостью (15,6%). Ну, а вредные привычки, как правило, всему этому сопутствуют.
По сути, сегодня наше государство махнуло рукой на всех этих бродяг. Если в СССР существовала уголовная и административная ответственность за систематическое бродяжничество и попрошайничество, а также сеть вытрезвителей и лечебно-трудовых-профилакториев (кстати, существует подобная практика и во многих зарубежных странах), то «демократическая Россия» в 1990-е годы от всего этого отказалась под прикрытием якобы «соблюдения прав человека».
Надо признать, что эта псевдолиберальная глупость глубоко засела в мозгу у многих граждан. Недавно в своих соцсетях я выложил фотографию бездомных у входа в метро и спросил у подписчиков, как можно решить эту проблему. Показательно, что значительная часть комментариев свелась к тому, что «насильно работать не заставишь», «тут ничего не поделаешь, они сами хотят так жить», «у нас нет законов, чтобы повлиять на эту ситуацию».
Вот последний комментарий — совершенно верный. Действительно, у правоохранительных органов и социальных служб сегодня нет законных полномочий, чтобы убрать бомжей с улиц. Если данный гражданин не совершил какое-либо преступление или правонарушение, то у полицейских нет оснований для их задержания. К тому же, чаще всего, полицейские просто не хотят связываться с такими людьми, чтобы «чем-нибудь не заразиться». Принудительно содержать бездомных в приютах тоже нельзя, да и таких приютов в крупных городах остро не хватает. Трудоустройством и адаптацией бомжей государство также не занимается, это удел отдельных энтузиастов-благотворителей, которые, естественно, не могут системно решить данную проблему.
Получается замкнутый круг. Но оставлять ситуацию, как есть, абсолютно ненормально. Валяющиеся на улицах бомжи — этот позор для государства, сигнал о том, что в России многое не в порядке. Я уж не говорю о том, что все это безобразие травмирует психику детей, способствует распространению инфекционных болезней, ухудшает криминогенную обстановку.
Убежден, что нормальное, социально-ориентированное (даже не социалистическое!) государство просто обязано решать проблему бездомных, предпринимая для этого комплекс абсолютно понятных и реалистичных мер. Безусловно, главная задача — это устранить глобальные причины, которые приводят к появлению бездомных (низкие зарплаты, нехватка жилья, засилье мошенников, социальная незащищенность, отсутствие нормальной медицинской и психологической помощи
Ну а для того, чтобы убрать с улиц уже существующих бездомных, следует на государственном уровне реализовать примерно следующий комплекс мер:
— максимально увеличить количество приютов, где бездомные смогут не только переночевать, но и получить питание, медицинскую помощь, а также содействие в трудоустройстве и поддержку социальных работников.
— предоставлять бездомным временное социальное жилье, что поможет им адаптироваться к нормальной жизни. Так, в Финляндии этим вопросом занимается специальный государственный фонд, в распоряжении которого находятся 18 тысяч квартир в 57 населённых пунктах. Это жильё используется местными органами власти для временного предоставления тем, кто находится под прямой угрозой бездомности, и желающим выбраться с улицы.
— принять специальную государственную программу по трудоустройству бездомных, так как сегодня эти люди сталкиваются с многочисленными юридическими преградами при попытках найти работу.
— восстановление системы лечебно-трудовых профилакториев, куда по решению суда следует направлять бездомных и другие категории граждан, страдающих тяжелыми формами алкоголизма и наркомании. Там они будут трудиться и получать необходимую медицинскую помощь, а не валяться на улицах или отравлять жизнь родным и близким.
— для тех бездомных, которые отказываются переселяться в приюты и трудоустраиваться, восстановить в Уголовном кодексе РФ и в Кодексе об административных правонарушениях РФ соответствующие статьи за бродяжничество и попрошайничество.
Тех, кто совершит административное правонарушение по данной статье, следует подвергать административному аресту до 30 суток и содержать в спецприемниках (отдельно от других арестованных), проводя санитарную обработку, медицинское обследование и собеседование с психологом.
После освобождения нужно ставить таких граждан на учет и оказывать социальную поддержку. Если же для человека бродяжничество — «образ жизни», то после двух административных правонарушений имеет смысл привлекать таких граждан к уголовной ответственности (в СССР, кстати, статья за бродяжничество предусматривала до 2 лет лишения свободы), при этом вид наказания также должен быть направлен на максимальную ресоциализацию и возвращение к нормальной жизни.
Например, это могут быть принудительные работы на срок до 3 лет, когда осужденный направляется не на «зону», а в специализированный центр, где живет и трудится.
Безусловно, предложенный комплекс мер не является исчерпывающим, его можно и нужно дорабатывать. Это как раз большое поле для деятельности оппозиционных депутатов в Госдуме и региональных парламентах. Потому что пускать ситуацию на самотек и продолжать отмахиваться от бездомных, как от назойливых мух, абсолютно неправильно. Если мы хотим жить в сильной, суверенной и справедливой стране — то пора решать проблему бездомности и бродяжничества.