
В своем знаменитом романе «1984» Джордж Оруэлл называет общественно-политический строй в тоталитарном государстве «олигархическим коллективизмом». Каково точное значение этого словосочетания? Что за политическая теория легла в основание идей Оруэлла о тоталитаризме? Имеет ли эта теория отношение к троцкизму? Вопрос кажется уместным в виду того, что образ главного оппозиционера в тоталитарном государстве, описанном в «1984», Эммануэля Гольдштейна, списан с Льва Троцкого (Бронштейна).
Под олигархическим коллективизмом имеется в виду теория Макса Шехтмена (Шехтмана), социалиста, сначала соратника, а затем противника большевиков. Согласно Шехтмену, общественная система СССР является не социализмом и не капитализмом, а особым эксплуататорским способом производства, новым «бюрократическим» строем, где работника эксплуатирует не частный хозяин, а бюрократическая машина государства, чиновный аппарат, ставший хозяином фабрик, заводов и земли.
Макс Шехтмен был одно время троцкистом, но затем отказался от троцкизма. Что касается Троцкого, то он продолжал считать СССР «бюрократически деформированным рабочим государством», т.е. чем-то, что все же не социализм, но прогрессивнее, чем капитализм.
Со своей стороны Шехтмен и Оруэлл не видели в этой системе ничего прогрессивного и ничего рабочего, никакой власти рабочих. Бюрократия стала в СССР новым правящим классом — вот центральная мысль Шехтмена Это был пункт расхождений с Троцким.
Принципиальный тезис Троцкого был таким — диктатура партии или даже диктатура вождя, может проводить в жизнь интересы класса буржуазии. Следовательно, диктатура, например, режим Сталина, может проводить в жизнь и интересы рабочего класса, что в СССР и происходит. Хотя Троцкий ненавидел лично Сталина и выступал за его свержение, он примирительно относился к самой общественной системе Советского Союза. Это, как он считал, бюрократически деформированное рабочее государство. Да, возможно, вожди забрали в свои руки слишком много власти, но в целом они действуют в интересах трудящихся.
Формула Шехтмена направлена против теории Троцкого, объясняя, почему в этом вопросе нет и не может быть никакой симметрии. Шехтмен указывал на то, что диктатор и его соратники связаны с крупным бизнесом тысячами нитей (госзаказ, семейные связи, счета в банках, доли в предприятиях
Троцкий был умеренным критиком режима Сталина, исходя из своих убеждений, однако в некоторых вопросах выступал в его поддержку, Шехтмен же занимал в отношении Советского Союза непримиримые позиции.
Но если Оруэлл был сторонником идей Шехтмена, а не Троцкого, почему он в своем романе «1984», критикующем СССР, выбрал на роль главного оппонента режима персонажа, напоминающего Троцкого?
Ведь, что касается оппозиционера Гольдштейна, то, конечно, этот образ заставляет вспомнить Троцкого. В романе Гольдштейн некогда был одним из высших руководителей правящей партии, а затем, согласно официальной версии партии, предал ее, попытавшись сместить ее вождя — Большого Брата. Оруэлл, к тому же, писал, что главный оппозиционер в такой стране, как СССР, обязательно должен быть евреем. Но почему? Например, сторонник социализма — Гавриил Мясников (лидер Рабочей группы, большевистский оппозиционер) не был евреем, но его отношение к режиму СССР было куда более жестким, чем у Троцкого. Мясников осуждал ранний большевизм 1918−1921 гг, а не только Сталина, за «диктатуру партии над рабочими» и утверждал, что власть должна принадлежать всему рабочему классу и его органам самоуправления, а не партии и вождям. Можно вспомнить широкий ряд оппозиционеров, противников режима СССР, от социалистов Марии Спиридоновой и Виктора Чернова, до кадета Павла Милюкова или белых генералов. Вряд ли Троцкий был главным оппозиционером, хотя и он вел борьбу против Сталина.
Вероятно, в этом вопросе сказались какие-то личные предпочтения и жизненный опыт Оруэлла. Он сражался в Испании во время Гражданской войны в отрядах ополченцев из группировки POUM, имевших связи с троцкизмом. Однако, в любом случае, взгляд Оруэлла на СССР сильно отличался от троцкистского.