Публичные слушания, казалось бы, должны быть мостом между властью и обществом. Но реальность зачастую оказывается далека от этой идеальной картины.
С каждым годом все больше граждан теряют веру в эффективность таких мероприятий, видя в них лишь формальность. Вроде как общественные слушания должны предоставлять возможность высказаться каждому гражданину о проблемах и предложениях.
Однако на практике это часто превращается в сюжет с заранее определенным сценарием.
К сожалению, по итогам ряда слушаний нерадивые сотрудники в органах власти делают вид, что прислушиваются к мнению народа, результаты слушаний подгоняются под желаемый им результат.
Это приводит к тому, что многие жители просто перестают верить в то, что их мнение действительно будет учтено. Они видят только формальные процедуры — и отсутствие реальных действий после каждого такого мероприятия. Что приводит к еще большему разрыву между властью и обществом.
Вместо того, чтобы стать инструментом для конструктивного диалога и поиска решений насущных проблем, слушания превращаются в очередной бюрократический процесс, не отражающий реального настроения жителей.
Если ситуация не изменится кардинально, есть риск усилить недоверие общества к любым инициативам со стороны власти.
Однако когда органы власти открыто и честно обсуждают свои планы и проекты с населением, то доверие к ним растет.
К тому же прозрачность позволяет избегать коррупционных схем и способствует более рациональному использованию бюджетных средств в интересах общества.
Это особенно важно при определении на муниципальном уровне статей бюджетных расходов, в том числе в отношении инициатив, идущих непосредственно от жителей. И здесь мы сталкиваемся с проблемой различий в регулировании прав граждан на организацию и проведение публичных слушаний.
Например, в трех районах Москвы, которые расположены рядом: Измайлово, Восточное Измайлово и Ивановское жители находятся в разных условиях при реализации этого права.
Так, для проведения публичных слушаний по инициативе жителей в Измайлово требуется группа из 10 человек, в Восточном Измайлово — 1% от числа жителей района (около 740 человек), а в Ивановском — 100 человек.
Такой подход абсолютно несправедливый, и его необходимо менять. Жители Москвы, пусть и проживающие в разных муниципальных районах, не должны несоразмерно ограничиваться в своих правах, в данном случае, в праве на инициирование публичных слушаний.
Более того, Минэкономразвития России в разработанных ими методических рекомендациях, предназначенных органам власти и органам местного самоуправления, касающихся, в частности, организации и проведения публичных слушаний, предложило устанавливать число инициативной группы по проведению публичных слушаний от 10 до 20 человек, с последующим сбором подписей в поддержку проведения слушаний от 100 до 150 в зависимости от специфики муниципального образования.
Убежден, москвичам должны гарантироваться равные права, в том числе на инициирование публичных слушаний.
Надеюсь, что публичные слушания, как неотъемлемый элемент эффективного государственного управления, смогут послужить укреплению так необходимого доверия между гражданами и органами власти при решении разных задач в интересах страны.