Судя по всему, правительство Москвы считает ограничения на личные автомобили и пересадку горожан на общественный транспорт «безальтернативным вариантом» нашего будущего.
Только вот комфортабельным общественный транспорт не может быть по определению. Кто не видел на одной и той же линии метро или автобуса пустые вагоны в 11.00 и набитые людьми, как сельди в бочке, в 8.00 и в 19.00? Посмотрите на интервалы движения большинства московских автобусов — хорошо если 20 минут, а то и 30, и 40 минут. Я уж помалкиваю про выходные.
Чувствуете ли вы себя комфортно в автобусе, если сзади по вашему сиденью барабанят ногами, сидящие перед вами пачкают ногами вашу одежду, а вокруг вас дико орут. Пока наши детки и их мамаши не научатся себя вести так, как женщины и дети вели себя при Николае II, Сталине и Хрущёве, говорить о комфорте в общественном транспорте не приходится.
Ах, в Москве появились комфортабельные электробусы! Шесть лет назад, добираясь до работы, я выскакивал из метро и садился в поджидающую меня маршрутку. Сейчас я стою до 20 минут в толпе и ожидаю электробуса. Время в пути маршрутки — 5 минут, электробуса — 15−20 минут за счёт большего числа остановок, меньшей поворотливости и скорости. В маршрутке я всегда сидел, а в электробусе — по обстоятельствам.
Как-то у нас забывают, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения и защита человека от всяких причуд начальников.
Вспомним эпидемию короновируса. В Ухани общественный транспорт вообще не работал. В Москве попытались ввести контроль температуры у пассажиров при входе в метро — получили коллапс. Народу в транспорте велели надеть «намордники», которые задерживают микробов так же, как дачная сетка-рабица — комаров.
А мы с женой три месяца не пользовались общественным транспортом, а только автомобилем или пешком. И обошлись без прививок. Вопрос, сколько людей в Москве заразились вирусом в общественном транспорте?
Посмотрите интернет, сколько вирусов нам обещают в эту зиму!
Предположим, в системе управления метро или всем транспортом Москвы произойдёт большой программный сбой. Случайно или из-за хакерской атаки — неважно. Что может спасти город, кроме личных автомобилей?
И проблемы у безлошадных — не только в Москве.
Ростовские власти уже лет 15 ведут ремонт дорог, ведущих в Крым. Рейсовые автобусы часами стоят в пробках. А мы «огородами» объезжаем по грунтовке.
Ходит ли общественный транспорт в Крым через Перекоп? Ах, собираются… В эту осень — лет через восемь, как говорится. А легковушки с отдыхающими уже 2,5 года ездят в Крым через Перекоп.
Поинтересуйтесь в интернете, каково достать билеты на поезда и автобусы, идущие в Крым, и какие там удобства. А мы с 2014 года по два раза в год ездим на автомобиле на полуостров — на пароме или через мост. Закроют их — рванём через Перекоп. Свобода, однако.
Вопрос о деавтомобилизации кардинально решила наша Государственная дума. Депутаты не одобрили законопроект об обязанности руководителей органов власти и депутатов всех уровней использовать общественный транспорт в течение двух рабочих дней каждую неделю для прибытия на рабочее место в рамках проведения акции «Дни без автомобиля», внесённый депутатом Владимиром Плякиным. Сразу вспомнились стихи о незабвенном Никите Сергеевиче:
Кукурузу сам не ел,
А других кормить велел.
Автомобиль — лучшее средство защиты от всех вирусов и причуд начальства. А вот руководство Москвы объявило тотальную войну автомобилистам. Все правители, начиная с Екатерины Великой и кончая Брежневым, расширяли улицы Москвы. А вот теперь их сужают. В Москве закрыты для движения многие десятки переулков, включая те, по которым ходил общественный транспорт. Только в шаговой доступности от моего дома на Красной Пресне закрыто свыше дюжины переулков. Введены драконовские цены на парковки — до 700−800 рублей в час.
А сейчас планируется резко уменьшить число парковочных мест у строящихся домов обычного типа. В домах класса «люкс», разумеется, будут роскошные подземные гаражи.
В Москве ежегодно вводится в эксплуатацию сотни многоквартирных домов, а это миллионы квадратных метров.
Посмотрите на кварталы высотных «человейников»! Надо ли доказывать, что подавляющее большинство новосёлов — не коренные москвичи, а приезжие. Но большинство из них машину покупает раньше, чем жилье.
Естественно, что если каждый год число автомобилей в Москве будет возрастать такими темпами, как сейчас, то, несмотря на строительство автострад, хорд и развязок, пробки будут только увеличиваться.
И выходит, что «безальтернативным вариантом» развития города является не деавтомобилизация, а сокращение численности населения города. Естественно, это связано не только с логистикой, но и с возможностью появления эпидемий, а также с экологией (уже сейчас москвичам просто негде отдыхать).
Наконец, после вывода из Москвы десятков предприятий, дававших реальный продукт, у части населения регионов создаётся впечатление, что Москва становится паразитическим образованием, живущим за счёт регионов. А это — крайне опасная тенденция. Я уж не буду говорить о военном аспекте.
Как решить проблему непомерного роста населения Москвы? Есть множество цивилизованных способов. Так, например, если у нас такие огромные суммы за парковку, почему б не ввести большие пошлины за регистрацию в Москве новых жителей? Пусть они платят сами или организации, которые их приглашают. Кстати, подобное уже делается в разных странах мира.
Нижегородское метро содержит целый отдел в Москве. Сотни организаций и городов имеют представительства в Москве, занимающие целые здания или этажи. Хотя всем понятно, что для решения любых вопросов достаточно одного чиновника с правом подписи, двух-трёх айтишников (они же и охранники) и одной уборщицы. Представительство поместится в одной большой московской квартире.
Почему организации, нужные населению города, и всякие конторы «купи-продай» должны платить одинаковый налог на землю? Любая такая контора может разместиться в каком-нибудь городке типа Ржева и оттуда с помощью интернета вести управление точками в столице.
Впрочем, почему я должен выдумывать эти меры? В мире существуют десятки способов уменьшения населения мегаполисов. Да и вообще, с середины ХХ века 12 больших стран поменяли свои столицы. Среди них — Казахстан, Германия, Нигерия, Бразилия. А Пакистан ухитрился дважды поменять свою столицу за 60 лет.
Прошу принять это как аргумент в споре, нужно ли переносить столицу России куда-нибудь подальше от госграницы — скажем, на Урал. Нужно.