Мнения
25 ноября 2013 12:03

Волонтеры в помощь

Павел Седаков о социальной адаптации выпускников интернатов

262

5 «Д» резался в карты. Прозвенел звонок, но ни одна коротко стриженная голова не повернулась в мою сторону.

— Вы хотя бы ради приличия поприветствовали вашего нового учителя, — как можно спокойнее сказал завуч, легонько подталкивая меня в спину.

Он вышел. А я — остался, поймав на себе два десятка колючих недоверчивых взглядов.

В 5 «Д», где почти 14 лет назад я проходил свою первую педпрактику, учились детдомовцы. Их интернат закрыли на ремонт, и всех воспитанников «раздали» по разным школам.

В учительской меня проинструктировали: «мои» не особо стремятся к знаниям, зато охотно дерутся и курят за гаражами. На некоторых из них взрослые давно поставили крест: «да тебе одна дорога — в ПТУ или в тюрьму». Так они и жили в своем закрытом мире в четко обрисованной системе координат.

Чтобы до них достучаться, надо было преодолеть не один рубеж обороны из ежей и колючей проволоки. Вопрос как?

Наверное, решил я, научить тому, что умеешь и любишь делать сам. Я сел на краешек стола и стал рассказал о работе журналиста, о том, как делают газеты, берут интервью. Заодно мы повторили пройденный материал и под конец урока написали письмо президенту. Они писали о том, что хотят путешествовать по миру, заработать денег на машину или выиграть золотую медаль по плаванию. Писал весь класс — хочу надеяться, что их это зацепило.

Но тут такое дело — одной заинтересованности бывает мало.

В одном из интернатов Ижевска, где я по работе оказался много лет спустя, молодой прогрессивный директор открыл секцию бокса и устраивал походы в кинотеатр. Но в интернате случился бунт. Дети били стекла и ломали мебель. А потом 12 подростков вскрыли вены в холодном грязном туалете.

Зачинщиком оказался 17-летний паренек, местный авторитет. В интернате он установил свои, почти «зоновские», порядки. Малыши — его «шестерки», носили за ним тапочки. Те, кто постарше, отдавали настрелянные за день на улице сигареты и червонцы. В тот вечер, когда он раздавал пацанам половинки лезвий, его авторитет перевесил авторитет директора. Всех бунтовщиков спасли. Директора отправили в отставку. Зачинщика — в следственный изолятор.

Знаете, какая была причина конфликта? Оказалось, что этот парень не хотел уходить из интерната. Он не знал, где будет жить и чем будет заниматься «на воле». Не знали этого и те, кто по его приказу резал себе руки.

Подростков, пойманных однажды на преступлении, любят водить на «воспитательные экскурсии» в колонии. Но шестнадцатилетнего сорвиголову, слушавшего «Вороваек» и не пропустившего ни одной серии «Зоны», сложно напугать тюрьмой. Это не работает.

Тут нужны другие примеры. И другие герои.

Десять лет назад Елена Альшанская оказалась в больнице со своей дочкой. И увидела там отказников — брошенных детей, от которых родители отказались еще в роддоме.

Альшанская написала об этих детях в своем блоге. Потом она и несколько ее знакомых отвезли в больницу одежду и детское питание. Для координации создали сайт otkazniki.ru. В 2007 году появился Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Сейчас Фонд не только ухаживает за маленькими отказниками в больницах, собирает благотворительные пожертвования, но и реализует большой проект по социальной адаптации выпускников интернатов.

Выпускники интернатов не готовы к самостоятельной жизни. У них есть шефские подарки, но они не знают, чем будут зарабатывать себе на жизнь, как будут обеспечивать себя. Их заставляют ходить на уроки, с горем пополам учиться, но у них нет мотивации к поступлению в престижный вуз и выбору профессии.

Фонд старается им в этом помочь. Однажды воспитанников из Запрудненского интерната свозили на экскурсию в пожарную часть. Пожарные провели мастер-класс — рассказали о своей работе, показали, как готовят машину к выезду. Теперь дети хотят встретиться с автомехаником, пекарем, краснодеревщиком, режиссером, каскадером, дизайнером одежды. Список профессий есть на сайте — посмотрите, может быть вы захотите рассказать о своем деле.

Есть и еще один важный момент. Дети-сироты не могут ходить на курсы, им не по карману нанять репетитора. Фонд запускает дистанционное обучение для подготовки к ЕГЭ. Если проект найдет поддержку, 250 детей из подшефных интернатов Фонда, получат шансы подготовиться к поступлению в приличный вуз и выбрать дело по душе.

Это неправда, что у ребят из школ-интернатов одна дорога — под откос. Просто надо чтобы кто-то вовремя протянул им руку.

http://nuzhnapomosh.ru/2013/11/volontery-v-pomoshh/

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ
Сумма перевода

Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Геворг Мирзаян

Доцент Финансового университета при Правительстве РФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня