Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
28 ноября 2013 13:02

Гибкость позиции

Юлия Городничева об относительности закона и морали в России

1595

Относительность всего происходящего вокруг нас была доказана только в начале двадцатого века великим физиком Альбертом Энштейном. Однако живи Эйнштейн в России, он пришел бы к своей теории относительности гораздо раньше.

Наша страна, и в особенности происходящее в ней последние годы — это одна большая иллюстрация к вопросу об относительности такой, казалось бы, абсолютной вещи, как закон, будь он нравственный или юридический. Власть говорит — нельзя оскорблять чувства верующих, но запрещает марши адептов церкви Макаронного Монстра. Оппозиция говорит нам — нужно быть терпимее к проявлению инакомыслия по отношению к сакральности, но устраивает хоровое и не слишком печатное осуждение несчастного чемодана на Красной Площади. Определенная гибкость позиции — это очень удобно! Не зря же песню про то, что не стоит прогибаться, поет нам культурный посол Олимпиады в Сочи и постоянный резидент «Дней России» Андрей Макаревич, намедни эмоционально проехавшийся по своим же непосредственным заказчикам, позабыв расхожее убеждение «нельзя кусать руку, которая кормит». Но нельзя же гибкостью объяснять полное отсутствие позиции?

Еще хуже, когда позиция вдруг оказывается там, откуда совсем не ждешь. Ксения Собчак, наша честь, совесть и почетный интеллектуал высказалась о чемодане только после новостей о его демонтаже, но впечатление складывается такое, что строители ненароком демонтировали Ксении и без того подтекающую крышу. «Так низменно вызывать ненависть народонаселения к „гламуру“», сообщает нам прорезавшийся голос эпохи. Низменно, Ксения, это показывать трусы репортерам, сливать в интернет домашнее видео, и вести «Дом-2». Именно вы и ваши подруги сформировали у «народонаселения» подобное отношение к гламуру, богатству, роскоши и сумкам Луи Виттон как самому уродливому, показному атрибуту этих явлений. Это вы, Ксения, заставили тех, кто согласовал это смешное и жалкое (в английском языке есть подходящее слово «ridiculous») гипертрофированное багажное приспособление на Красной площади, поверить, что в этом есть шик и роскошь. Это вы, Ксения, годами формировали неприязнь к монограмме «LV» у тех, у кого нет и никогда не будет на нее денег. И это вашими молитвами главным поводом для обсуждения для интернет-аудитории огромной страны уже несколько дней является гигантская сумка.

Впрочем, даже это лучше, чем обсуждение востроносой желтоватой мумии одного не слишком удачливого российского правителя, судьбу которой, в отличие от чемодана, не могут решить уже не первый десяток лет. Тут ведь тоже все относительно. Почему египтянам можно, а нам нельзя? Почему чемодан плохо, а мавзолей хорошо? И ведь не объяснишь, что Щусевская конструкция будет выдающимся памятником архитектуры даже тогда, когда ее мумифицированное содержимое предадут, наконец, земле, а сумки, напротив, дважды в год выходят из моды. Важно обозначить собственное мнение, не особенно задумываясь о его аргументации. Ведь и крики о том, что чемодан суть Кааба и харам начались лишь на второй неделе его существования, а значит, начаты были теми людьми, которые в принципе Красную площадь не посещают, а значит, не имеют серьезного морального права говорить об ущемлении каких-то там чувств.

Другое дело, что социологами давно было доказано влияние эстетики среды на эстетику человека, в этой среде воспитывающегося. С этой точки зрения предпочтительнее Собор Василия Блаженного и мавзолей, чем двухэтажный люксовый сундук. Поэтому потребовать убрать его было долгом любого адекватного человека. Но «адекватные» люди почему-то сплошь резко передумали, и власти, убравшие злополучное сооружение, вновь оказалась людоедами. «Ах, там же благотворительная выставка, ах, Наташа Водянова». Подобный чемодан, по оценкам экспертов, может стоить до десяти миллионов долларов. Билеты на «благотворительную» выставку с сумкой Шерон Стоун стоят двести рублей. Не нужно быть профессором математики, чтобы понять — для того, чтобы мероприятие окупилось, посетить его должно было больше миллиона человек. Столько посетителей не приняла даже суперуспешная и бесплатная выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых в Манеже. Кого пытается обмануть Наталья Водянова? Креативный класс, вставший на защиту чемодана, или все-таки благотворимых детей?

Хорошо во всей этой истории только то, что российское гражданское общество наконец-то что-то смогло. Пусть даже собрать и разобрать чемодан, а так же разозлить Ксению Собчак. Ведь эстетика наша складывается и из милых сердцу мелочей, которые, пусть иногда, но случаются в этом жестоком мире.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодержкин

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня