Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
30 ноября 2013 14:05

Обыватель и катастрофа

Владимир Березин о феномене паникерства

9943

Обыватель — слово хорошее, не обидное. Оно означает просто человека, жителя, да только человек никогда не бывает до конца прост.

Есть хороший, хоть и трагический пример. Когда падает самолёт, или вообще что-то случается с самолётом, то происходит некоторое безумство. Трагедии, случившиеся на море, всё же редки, а сам обыватель не так часто совершает путешествие на круизном лайнере. Но вот летают много, и даже люди небогатые имеют опыт сидения в душном пространстве с узкими креслами, а особая самолётная еда навсегда вошла своими молекулами в наши организмы. Оттого, когда падает самолёт обыватель возбуждается необыкновенно.

«И я бы так мог», справедливо думает он. Причём он так думает, даже зная сам, что в пересчёте на расстояния авиационный транспорт самый безопасный. Но это статистика лукавая — когда ты падаешь в самолёте, то эти проценты для тебя сливаются в сотню. Тем более, есть второй фактор — в самолёте нет иллюзии спасения: если уж упадёт, так поделать ты ничего не сможешь, за тебя всё решает пилот и крепость обшивки. Это с палубы можно прыгнуть и плыть к берегу — тут-то уж куда.

Ещё один фактор в том, что самолёт — очень сложный механизм. (Поезд тоже сложный, но обыватель об этом думает меньше, да и всё же сложность там не такая). И вот настоящий обыватель понимает, что он лишён контроля за этой ситуацией — он, как Иона — во чреве кита, что не кит, а сложный механизм, и кит издаёт странные звуки — то ли у него крыло отваливается, то ли закрылки выпускает, причём сложность эта не совсем чистая. Многие обыватели, нахватавшись разных слов в журналах или в социальных сетях, эти слова выучили и повторяют: «Крен! Тангаж! Рысканье!» «Тангаж!» — вот ведь слово красивое, да и все эти «посадочные глиссады» — тоже поэзия. Поэтому поверхностное знание авиационной терминологии обывателя всегда возвышает — не в чужих глазах, так в собственных. Оно создаёт иллюзию контроля. Поэтому в социальных сетях обыватель яростно спорит о том, выключать ли телефоны на борту, а уж о причинах катастроф знает всё.

Массовое сознание питается катастрофами, и тут как раз очень интересная ситуация.

Во-первых, когда случается что-то с самолётом, то это становится известно сразу. Ну вот был самолёт, а теперь — нет. А вот место, куда он упал. (Правда, однажды пропавший на Урале АН-2 искали чуть не год — но нашли и в океане следы находят). В любом случае, время пребывания самолёта в воздухе ограничено — и уж сразу понятно, что что-то случилось.

Во-вторых, причины катастрофы становятся известны не сразу — несколько недель, а то и месяцев, проходит, пока найдут бортовые самописцы, расшифруют записи, всё взвесят, а потом члены комиссии поставят свои подписи под документом. Эмоция стороннего человека такое время ждать не может — нужно, чтобы причина была названа здесь и сейчас, немедленно.

Это нормальное человеческое состояние: вот есть что-то неприятное и дурное в жизни, и оно должно быть исправлено. Как раз здесь и сейчас, немедленно исправлено, или уж, чем быстрее, тем лучше.

И когда перед обывателем на телевизионном экране в который раз прокручивают сюжет с катастрофой, когда ему тут же извлекают из потустороннего мира какого-то эксперта, что бормочет: «Тангаж! Понимаете — тангаж! Он вышел на посадочную глиссаду и — тангаж!», обыватель раздражается. Он должен немедленно знать правду.

Тогда обыватель начинает сам выстраивать причины произошедшего — как кум Тыква свой домик. Кума Тыкву придумал итальянский писатель Джанни Родари — его персонаж выстраивал свой домик-убежище изо всех подручных средств — кирпичей, бумаги, обрезков досок и ещё бог знает из чего. Обыватель выстраивает своё эмоциональное мнение из обрывков слов экспертов, из эмоций своих товарищей по фейсбуку, из развёрнутой статьи какого-то пилота и своей жизни. А в этой жизни — снег и слякоть, неудобства и недофинансирование. И вообще, как говорил поэт, для веселия планета наша мало оборудована.

Из всего этого в голове обывателя получается стройная картина-домик: «Пилоты — подонки, летаем на гробах, мир катится в пропасть». И это, кстати, очень хорошо, что обыватель имеет возможность совершенно свободно высказывать это своё мнение. Копить его в себе куда хуже, а то был такой лётчик Рычагов, что стал генералом в двадцать девять лет, но брякнул однажды на совещании у Сталина: «Летаем на гробах!». Так только этого генерала и видели, да и жену его тоже. Нет, в нашей неустроенной жизни должно быть всё — и обыватель-паникёр, и обыватель-флегматик, и обыватель-специалист. Они вместе образуют особый биоценоз, как обитатели леса.

Замени тревожных людей на флегматиков, мы будем гибнуть, как лемминги. Дай тревожным, наоборот, волю — в этой истерии мы наломаем дров. Беда начинается только тогда, когда берёт верх внутренний паникёр, требуя мгновенного знания и такого же мгновенного наказания. Вот тут-то не только Рычагова в куйбышевский лес отвезут, но и каких непричастных.

В этом месте обычно говорят: «Что же делать? Неужто молчать?! Это вы предлагаете?». Да отчего же молчать? Просто не нужно выдавать свои эмоции за знания. Мир сложен, вон авиационный комитет сколько расследует катастрофы, что ж вы хотите от самих себя?

Для начала не торопиться — ну, да вас стремятся обмануть все. Корыстно и бескорыстно, журналисты, которым нужно продать новость, причастные, чтобы выгоднее выглядеть, свой брат обыватель, чтобы казаться информированнее. Но это не повод ввязаться в эту кашу, размахивая картонным мечом.

Подождите.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня