Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Мнения
5 марта 2014 12:34

Герман в складках платий

Илья Далин: мысли после просмотра «Трудно быть богом»

5434

Видел фильм год назад. Читала закадровый текст и озвучивала реплики актеров жена режиссера и соавтор сценария Светлана Кармалита. Уже тогда для себя отметил, как незримо менялась интонация, не германовская она была какая-то.

Посмотрев фильм, ужаснулся, нет, не картине, она попросту не впечатлила, все мимо, — ужаснулся смене названия. Зачем «Трудно быть богом»? Тут ведь про резню, так фильм и должен был называться, как планировал Герман, — «Хроники арканарской резни». Зачем зрителей обманывать?

Про Бога тут нет ничего. Умер Бог. Так же, как умер тот тип советского человека, встреча которого с мраком уже сама по себе порождала конфликт. Здесь это интеллигент, которому нестерпимо жить со своим народом. Интеллигент, это старая интеллигентская мечта, — может убить всех плохих людей, но до поры этого не делает, а потом делает. Вот ведь красота.

Ничего, правда, не меняется. Собственно, со времен фильма «Макаров» меня волнует этот вопрос. А почему интеллигенция так страстно жаждет распрощаться со своей нелепой шляпой, со своим потертым пальто, с

очками этими с отломанной дужкой и взять в руки меч?

Журналист Михаил Зыгарь как-то бросил в полемике, что у имперцев, у леваков и националистов все их идеи от комплексов. Но куда опаснее на поверку оказывается потаенный, скрытый либеральный комплекс.

Мочить всех сильных, молодых, здоровых, презирать их до невозможности, пока никак не получается открыть большую охоту. Думаю, что это тоже какое-то мрачное наследие шаражек, точнее страх бывших сексотов

(тайных или явных) перед властью. Лизать хозяина страстно, мечтая укусить. Всю жизнь.

В озвученном фильме, отсмотренном по новой, интонация Кармалиты сохранилась. От этого делается смешно. Герман, говорите. Хотя, боюсь, режиссёр давно уже затерялся в складках платий людей из своего

близкого окружения, транслируя их мысли, их страхи. У большого художника страхов нет, только ответственность перед историей.

После смерти Довженко, несколько фильмов по его наброскам завершала жена режиссера Юлия Солнцева. Картины пышут внутренней мощью авторского замысла, но совершенно беззубы и комичны на выходе. Очень

похожая ситуация.

Иллюстрация: кадр из фильма «Трудно быть богом»

Последние новости
Цитаты
Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня