Мнения

Революция. Made in Hollywood

Игорь Малышев о «важнейшем из искусств»

  
1150

Я не большой поклонник Голливуда, но он меня периодически восхищает. И восхищает не своей продукцией, не грандиозными спецэффектами и не актёрской игрой, а умением виртуозно промыть обывателю мозги.

В феврале пошли с сыном смотреть «Легофильм». По ходу сюжета собранные из конструктора человечки начинают интифаду против злодея Лорда Бизнеса, которого охраняет и поддерживает страдающий шизофренией Полицейский. (В нём просыпается поочерёдно то добрая половинка-очкарик, то злая и брутальная. «История доктора Джекилла и мистера Хайда» в пересказе для детей). «Народ» в лице Бэтмена, Кисоньки, Гендальфа и пр. бегает с криками «Революция!» и, как может, борется с тиранией. Коп-шизофреник, которого Лорд Бизнес цинично «сливает» со словами «ничего личного, просто бизнес», выбирает в итоге сторону восставших («милиция с народом!»), добро и свобода одерживают верх.

Время — конец февраля. На уме у всех Украина.

Уже в середине фильма, основательно заскучав, я начал раздавать героям более понятные и близкие имена. Лорда-Бизнеса стал звать Януковичем, Бэтмена — Кличко, Гендальфа — Тягнибоком, Кисоньку — Яценюком. Это сильно прояснило сюжет и освежило восприятие.

Надо сказать, что последние лет пятнадцать тренд «Да здравствует революция!», или, как вариант, «Слава героям сопротивления!», один из самых модных в Голливуде.

На память сразу приходит несколько лент, ставших хитами на этом посыле. «Матрица», «Сквозь снег», «Аватар», «V — значит вендетта», «Время», «Голодные игры», «Планета обезьян: революция», «Бойцовский клуб», уже упомянутый «Легофильм»… Это только то, что я смотрел, а смотрел я не очень много.

До середины 80-х годов прошлого века мировой революционный дискурс носил в основном антикапиталистический и антиколониальный характер. Большинство революций, которые свершались в двадцатом веке, были социалистическими и/или национально-освободительными. То есть, антизападными.

Индия, Китай, Корея, Вьетнам, Лаос, Кампучия, Куба, Сальвадор, Никарагуа, Гватемала, Боливия, Ангола, Гвинея, Танзания, Конго, Мозамбик… Слова «революция» Запад большую часть двадцатого века боялся, как таракан «Дихлофоса».

СССР, как и следовало сверхдержаве, поддерживал протестное движение. Иногда исключительно морально. Иногда финансами, военной техникой, инструкторами…

С уходом Союза с глобальной политической арены революции отнюдь не остались предоставленными сами себе. «Свято место пусто не бывает». США давно осознали, что умение вызывать народные возмущения в других странах и брать их под свой контроль является крайне эффективным инструментом внешней политики. В итоге мы видим, что в новейшей истории слова «революция», «протест», «народное возмущение» превратились в едва ли не в самые желанные для США и Европы. С каждой «волны народного гнева», они умело снимают пенки: приводят к власти удобных людей, добиваются заключения выгодных сделок, разворачивают в нужную сторону политику целых регионов…

В. И. Ленин, которого можно считать кем угодно, только не глупцом, сто лет назад утверждал: «важнейшим из искусств для нас является кино» (там ещё упоминался и цирк, но мы сейчас о кинематографе).

Самыми большими поклонниками этой ленинской фразы являются сейчас госдеп США и Голливуд. Они довели эффективность кинопропаганды до небывалых высот.

Мозг потребителя американских фильмов постоянно обрабатывается: «Что ты сидишь? Немедленно восставай! На дворе двадцать первый век, а ты не совершил ещё ни одной революции!»

Обратите внимание, борьба в голливудских «революционных» лентах всегда ведётся за довольно абстрактные понятия, вроде «свобода», «справедливость», «за всё хорошее, против всего плохого». И это очень существенный момент. Когда люди борются за абстракции, ход протестного движения гораздо легче перехватить и увести в требуемую сторону, а в конце процесса повстанцев много проще убедить, что они получили именно то, чего хотели.

Хороший пример — реакция части «Правого сектора» на итоги майдана-2014. «Сектор», в отличие от остальной протестной массы, понимал, что ему нужно. И когда они увидели, что на здании украинской государственности всего лишь сменилась вывеска, а у власти всё те же олигархи-космополиты с двойными гражданствами, это их разочаровало вплоть до отказа сдать оружие.

Те же, у кого в головах плещется каша из «свободы, европейского выбора и „вора-геть!“», похоже, сочли, что Турчинов, Коломойский и прочая «тарута» — это именно то, что они видели в сладких снах все двадцать три года независимости. То, о чём шептали им с экранов неотразимые Нео и Тайлер Дёрдон, за что боролись синие, как сон алкоголика, инопланетяне из «Аватара», чему улыбались пластмассовые маски Гая Фокса, во имя чего танцевал на тонких паучьих ножках Джастин Тимберлейк во «Времени».

Унавоженные и разрыхлённые Голливудом умы с готовностью принимают призывы к протесту. Неважно во имя чего. Рефлексию и критический анализ ситуации Warner Bros., MGM/UA, Paramount и пр. старательно отключают. Упор делается на внедрение установки: «Главное, восстать!» А там подъедут ребята из Америки и Евросоюза и объяснят, во имя чего вы тут друг друга калечите и убиваете.

«Победившие» повстанцы потом долго и с сомнением чешут затылки: «Извините, а мы, точно, за это боролись?»

И их старательно убеждают: «Ну, конечно, за это! Вы разве не видите?»

«Но оно липкое и плохо пахнет!»

«Это трудности переходного периода».

Кое у кого хватает ума понять, что их «развели втёмную» и даром подписали на борьбу за чужие интересы. Но революционный запал уже прошёл, уступив место апатии и мрачным размышлениям. Революция окончена. Всем спасибо, все свободны.

Логичным в данной связи кажется вопрос, а почему же Запад не боится, что хвост, выращиваемой им змеи зацепит и его самого? Спровоцирует массовые волнения в Нью-Йорке, Париже, Берлине?..

Да, риски есть, но они просчитаны, и большой опасности не несут.

Уровень жизни «золотого миллиарда», несмотря на все кризисы и падения мировой экономики, не опускается ниже определённой, довольно высокой, планки. Запад реально сытый.

И это первое.

Второе. Западное население не готово идти дальше определённых форм протеста. «Коктейли Молотова», за редким исключением, совершенно невозможный для них вид борьбы. Опасно же! Вдруг ресницы или маникюр опалишь?!

Европейский бюргер-метросексуал слишком избалован, слишком любит комфорт и слишком боится боли, чтобы идти на большой конфликт с властью. Весь этот революционно-голливудский поток оказывает на него только развлекающее действие.

А вот в регионах с пассионарной «живностью», вроде России, Грузии, Египта, Ливии, Украины, Сербии, Сирии, есть кого ловить на крючок революций.

И третье. Для массовых волнений нужна серьёзная подготовительная работа, обученные кадры, организация с чёткой структурой и распределением обязанностей, проработанный сценарий, учитывающий все варианты развития событий, финансовое обеспечение, пропагандистская машина… Вряд ли США и Европа допустят, чтобы на их территории могло существовать и функционировать что-то подобное.

Напоследок, если позволите, несколько советов протестующим. Если решились на что-то, будьте максимально конкретными в своих требованиях. Помните лозунги столетней давности? «Земля — крестьянам!» «Фабрики — рабочим!» Всё чётко донельзя. Или как сейчас в Харькове и Донбассе: «За придание русскому языку статуса государственного!», «За федерализацию!», «За присоединение к России!». И никакой каши в головах, вроде «свободы», «европейского выбора» или «счастья для всех даром». Чёткость и конкретность в требованиях — главная и единственная вакцина против псевдореволюционной инфекции, разносимой голливудскими лентами.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Андрей Рудалев

Публицист

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Каковы основные проблемы Российской армии сегодня?
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня