Меняем коррупцию на лоббизм

Россия давно уже нуждается в строительстве альтернативной системы отношений власти и бизнеса, вытесняющей наглую коррупцию. Такой заменой может стать лоббизм

1096
Меняем коррупцию на лоббизм
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Россия давно уже нуждается в строительстве альтернативной системы отношений власти и бизнеса, исключающего возможность коррупции. Такой альтернативой может стать лоббизм, но по какой-то причине вот уже 20 лет он отвергается нашими законодателями.

Лоббизм — открытая форма воздействия специально обученными профессионалами на органы власти для принятия решений в пользу определенной группы интересов. Лоббисты, как правило имеют бэкграунд госслужбы, но не работают в органах госвласти и имеют квалификацию для взаимодействия с ней в виде создания законотворческого процесса, экспертизы законопроектов, формирования общественного мнения.

Лоббизм, в отличие от коррупции, направлен не на незаконный обход общепринятых правил, а на изменение правовой политики органов власти или госкорпораций. Сейчас в бытовом понимании лоббизм мало чем отличается от взяточничества. Действия лоббиста можно назвать вмешательством в деятельность органов власти, запрещенное целым рядом законов. Поэтому нынешние лоббисты вполне обоснованно могут находиться на оперативном учете у правоохранительных органов.

Читайте также
«Муса за отца не ответчик» «Муса за отца не ответчик» Трагическую смерть крымско-татарского мальчика Киев превратил в грязную политическую провокацию

Лоббизм в праве и практике России

В Российской Федерации его формально нет, потому что нет законов, прямо регулирующих такую деятельность. Ее правовая основа содержится в Конституции в разделе о свободе объединений, но дальше дело не идет. Мы насчитали 3 законопроекта о лоббизме в России. Все они отправлены в архив Государственной Думы здесь, здесь и здесь.

На деле в тесных правовых ограничениях лоббистские структуры умудряются существовать и сейчас. На сайте агрегатора вакансий периодически появляются вакансии в сфере законотворчества в негосударственных структурах. Как правило, от работников требуется опыт в органах государственной власти.

16 июня 2020 года Минпромторг предложил к обсуждению проект Стратегии развития станкоинструментальной промышленности на период до 2035 года. Автором документа, доступного к скачиванию, в свойствах файла обозначен Дмитрий Бабанский. Человек с аналогичным именем некоторое время назад работал и в профильном министерстве, и в консалтинговых компаниях.

Приведенные примеры говорят о существовании в России лоббизма и свойственных ему revolving doors в классической форме.

Плюсы легализации лоббизма

Торможение во введении правового регулирования лоббизма не выгодно никому, кроме теневых деятелей. Для государства, его законотворчества и экономики, количество плюсов перевешивает возможные издержки:

— Правовое обозначение лоббизма законодательно позволит провести границу между элементарной коррупцией и нормальным сотрудничеством бизнеса и власти. Лоббисты, как в ЕС и США, войдут в специальный реестр, а вся деятельность за его рамками по умолчанию может быть названа незаконной. Это несомненный плюс в деле государственного и общественного контроля;

— Название собственным именем явления, что существует и так, позволит компаниям, заинтересованным в активных связях с властью, открыто финансировать свою GR-деятельность. Оборот российского рынка этих услуг в разное время за последние десять лет оценивался в суммы от 100 до 400 млн долларов в год;

— Открытая лоббистская деятельность покажет, кто и какие группы правовых актов лоббирует, обяжет лоббистов публично объяснять плюсы и минусы новых документов для страны, регионов, муниципальных образований;

— Профильные комитеты законодательных органов, министерства и ведомства не обладают достаточным аппаратом чиновников для разработки и внесения изменений в федеральные и региональные законы со слаженными внутренними логическими связями и отличной юридической техникой. По общим правилам, по внесенному законопроекту на правки автору закона дается всего месяц. Сложно провести анализ изменений за это время. Лоббистские структуры, готовы предоставить в помощь тысячи человеко-часов для проведения качественной законотворческой работы с результатом, которым будет доволен правоприменитель;

Читайте также
Нежелательный партнер: Россию снова не пускают в G7. Но мы туда и не стремимся Нежелательный партнер: Россию снова не пускают в G7. Но мы туда и не стремимся Нас до сих пор не хотят видеть в глобальном клубе по интересам

— Легализация лоббизма позволит повысить уровень квалификации российских участников этого процесса на международных площадках и исключить такие эксцессы как с Марией Бутиной. Напомню, американцы обвиняли ее в действиях в пользу России без уведомления об этом национального ведомства FARA. К этому можно добавить, что лоббистское законодательство позволит строить механизм защиты наших лоббистов за рубежом. Всех диппаспортами не обеспечишь, а брать под крыло своих патриотов, выступающих в интересах российской экономики, надо.

Последние новости
Цитаты
Владислав Жуковский

Экономический эксперт, аналитик

Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня