
Я уже писал о том, что некоторые «рекорды» в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) России, о которых с гордостью рапортуют чиновники, меня совершенно не радуют. Наоборот, озадачивают и огорчают.
Например, докладывают о росте экспорта и импорта за месяц, квартал, год. Так, российские СМИ сообщили такую позитивную новость: по итогам 2024 года товарооборот России составил 716,9 млрд долларов, что на 0,9% больше показателя предыдущего года. Правда, импорт за год снизился на 2,3 млрд долл. (до 283 млрд долл.), зато экспорт прирос на 8,6 млрд долл. (до 433,9 млрд долл.).
Как ни радоваться таким цифрам! Ведь они свидетельствуют о том, что нам западные санкции что слону дробина. А некоторые оптимисты для пущей уверенности в наших успехах напоминают, что за год у нас приросло и положительное сальдо внешней торговли. Аж на 7,8% Профицит внешней торговли вырос до 150,9 млрд долл.
Ничего радостного в этой цифре я не нахожу. Особенно учитывая, что у России профицит торгового баланса — явление хроническое.
Только за три года (2022−2024) суммарный профицит нашей внешней торговли составил астрономическую величину 628,1 млрд долл. Это, между прочим, эквивалентно примерно полутора годовым бюджетам РФ. Но большую часть этого профицита Россия не получила, валютная выручка осталась «за бугром». Но об этом я уже говорил многократно.
Сейчас хотел бы остановиться еще на одном показателе, относящемся к ВЭД, который меня совсем не радует. Речь идет о показателе числа участников ВЭД. Его составляет и публикует Федеральная таможенная служба (ФТС). В него включаются соответствующим образом зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Прежде всего, это экспортёры и импортёры товаров и услуг. Также разнообразные посредники, сопровождающие торговые операции: комиссионеры, брокеры, операторы транзитных грузоперевозок, страховые агенты. Но более 90% именно экспортеры и импортеры.
По состоянию на 2019 год во внешней торговле России, по данным ФТС, было зарегистрировано 89,6 тыс. участников ВЭД, среди них 70.586 импортёров и 30.975 экспортёров (сумма получается больше общего числа участников, поскольку некоторые участники являются одновременно экспортерами и импортерами).
По сравнению с 2018 годом прирост участников ВЭД составил 2,21%. С конца прошлого десятилетия наблюдалась тенденция роста числа участников ВЭД (хотя по отдельным кварталам были и некоторые снижения). Примерно год назад (на начало 2 квартала 2024 г.) число участников ВЭД выросло до 116.030. Эти и подобные цифры многие чиновники и СМИ подавали и подают как «позитив», как проявление наших успехов во внешнеэкономической сфере.
Меня же эти цифры смущают и напрягают. Почему? Потому, что те чиновники, которые отвечают за внешнюю торговлю (это, в первую очередь, Министерство экономического развития), не понимают (или делают вид, что не понимают), как устроен мировой рынок товаров и услуг.
Самая главная его особенность, которая не принимается во внимание правительством РФ, — высокая (даже высочайшая) монополизация. В советское время об этом было написано в учебниках по экономике, это была особенность, которая вытекала из сущности капитализма.
Тот капитализм, который складывался на рубеже 19−20 вв., был уже монополистическим. Его главные признаки были описаны Лениным в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916 г.). Формы монополий были самые разные: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Даже если на мировом рынке какого-то товара (скажем, кофе, зерна, железной руды) действовало несколько компаний, они обычно вступали в сговор, который назывался картельным соглашением, и делили рынок, а также устанавливали монопольные цены. Монопольно высокие — по экспорту, монопольно низкие — по импорту.
После Второй мировой войны (и особенно начиная с 1970-х годов) монополии обычно стали выступать в виде транснациональных корпораций (ТНК), создававших сеть своих дочерних компаний, филиалов и отделений в разных странах мира. Через эту сеть ТНК брали под свой контроль производство и сбыт товаров.
Давление ТНК на мировые рынки было столь сильным, что с ним пытались бороться такие организации, как ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле, создано в 1947 г., позднее преобразовано во Всемирную торговую организацию), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию, создана в 1964 г.), Комиссия ООН по ТНК (создана в 1974 г.), некоторые другие специализированные органы ООН.
Но борьба, мягко выражаясь, была не очень эффективной. Хотя благодаря усилиям этих организаций была достаточно объективно и полно раскрыта истинная роль ТНК в мировой экономике. А также их роль в насаждении по всему миру идеологии глобализации и экономического либерализма.
Либерализм требовал и требует ухода государства из экономики, дерегулирования рынков, отмены антимонопольного законодательства — с тем, чтобы на место государств заступили крупнейшие монополии.
Согласно данным ЮНКТАД в 2012 г. в мире действовало порядка 82 тыс. ТНК, они являлись материнскими компаниями с 810 тыс. зарубежных филиалами. Среди общего количества ТНК ведущую роль в мировой экономике в процессе глобализации играют около 2−3 тыс., из которых только 500 ТНК выступают как представители высшего звена.
Всего 500 ведущих ТНК держат в своих руках более 30% экспорта продукции обрабатывающей промышленности, около 70% торговли сырьевыми товарами, порядка 80% торговли мировыми технологиями
Эти топ-500 ТНК в общей сложности контролируют 70% мировой торговли, 40% этой торговли происходит внутри ТНК (поставки сырья, полуфабрикатов, технологий
Топ-100 ТНК держат под своим контролем около 40% прямых зарубежных инвестиций
В СССР хорошо понимали, как устроен мировой рынок, насколько жестким был контроль над ним со стороны капиталистических монополий и умели работать на таком рынке.
Прежде всего, советское государство решило западному капиталистическому монополизму противопоставить свою монополию. Она получила название государственной монополии внешней торговли (ГМВТ).
Родилась такая монополия 22 апреля 1918 года, когда был подписан декрет Совета народных комиссаров (СНК) «О национализации внешней торговли». Не будут рассказывать о том, как была организована внешняя торговля в СССР. Об этом я подробно пишу в своей книге «Россия и Запад в ХХ веке.
История экономического противостояния и сосуществования" (М.: Институт русской цивилизации, 2015). Отмечу лишь, что вопросами внешнеторговой политики и общим управлением сферой внешнеэкономических связей государства занималось Министерство внешней торговли (МВТ).
Практической деятельностью занимались всесоюзные внешнеторговые объединения (ВВО), которые входили в систему МВТ и число коих составляло несколько десятков. Никаким другим советским организациям и предприятиям выход на внешний рынок не разрешался. Все выходы на внешний рынок допускались только через ВВО, которые были посредниками и которые обеспечивали государственную монополию внешней торговли.
Это были мощные организации, которые имели такую же «весовую категорию», что и крупнейшие западные монополии на соответствующих рынках. Одни объединения специализировались на экспорте, другие на импорте. За каждым была закреплена своя группа товаров.
ВВО имели статус акционерных обществ (со 100-процентным участием в капитале советских государственных организаций). Все ВВО были укомплектованы высочайшими специалистами, хорошо знавшими «профильные» товары, конъюнктуру рынков этих товаров, организацию и технику внешней торговли.
Важными опорными пунктами, на которые опирались ВВО, были советские торгпредства, входившие в систему МВТ. Расчеты по операциям ВВО проводили Банк для внешней торговли, а также совзагранбанки (наиболее известный из них — Московски народный банк в Лондоне). Одним словом, функционировала хорошо слаженная система, она работала как швейцарские часы.
Приведу названия некоторых ВВО: «Автоэкспорт», «Авиаэкспорт», «Судоимпорт», «Машиноэкспорт», «Новоэкспорт», «Союзхимэкспорт», «Продинторг», «Союзплодоимпорт», «Международная книга», «Технопромимпорт», «Техноэкспорт», «Союзпушнина», «Экспортлён», «Экспортхлеб», «Экспортлес», «Союзнефтеэкспорт», «Станкоимпорт» и др.
В 1980-е годы в СССР действовало примерно полсотни мощных всесоюзных внешнеторговых объединений. И это было гарантией того, что мы не проиграем на мировом рынке западным монополиям. Сегодня на внешний рынок под флагом России выходит более 100 тысяч так называемых «участников ВЭД». Могут померяться силой с монополистическими гигантами на мировом рынке? Овет очевиден.
Вот мне на глаза попалась интересная свежая информация о том, каков калибр российских «участников ВЭД». Общее число импортеров — 84.254. Общее число экспортеров — 53.878.
Среди импортеров к категории «крупнейших» отнесено 323 участника ВЭД (менее 0,4%), к категории «крупных» — 4.817 (около 6%). Остальные — средний калибр, малый бизнес и микробизнес.
Среди экспортеров «крупнейшими» являются 308 участников ВЭД (менее 0,6%), «крупными» — 3.906 (около 7%). Остальные — средний, малый и микробизнес.
О какой эффективности внешней торговли можно говорить при таком раскладе? Примерно 100 тысяч участников ВЭД, о которых нам рапортуют чиновники, — мелкие суденышки, можно сказать каноэ. Они выходят в океан мирового рынка, на его просторах царствуют монополии, которые можно сравнить с крейсерами и эсминцами.
Мелкие суденышки под российскими флагами если не будут потоплены, то будут ограблены. Таковы жестокие законы этого рынка-океана. Пора, наконец, понять, что в этот рынок-океан под российским флагом могут выходить только морские гиганты — отечественные крейсеры и эсминцы (понятно, что с хорошо отобранным и подготовленным личным составом).
Одним словом, уже назрел и перезрел вопрос о наведении элементарного порядка во внешней торговле России.