«Все ключевые законопроекты рубятся на корню ЕР при поддержке сателлитов из ЛДПР…»
Сергей Аксенов


Россия и Иран планируют 1 апреля подписать соглашение о строительстве последнего участка международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» — Решт-Астара. Об этом в Тегеране сообщил журналистам глава Минэнерго РФ Сергей Цивилев.
«Мы проработали практически все ранее стоявшие вопросы, включая оформление земель, получение льгот. Мы сегодня проговорили, что 1 апреля на Транспортной неделе в России будет подписано окончательное соглашение о начале реализации этого проекта», — сказал он.
Министр также сообщил, что уже сейчас стороны развивают движение по этому коридору для доставки на территорию Ирана сельскохозяйственной продукции и других товаров.
Стоимость проекта составляет 1,6 миллиарда евро, из которых 1,3 млрд — кредит РФ.
Рейтинг постсоветской дружбы: У России три друга, остальные сидят на московских траншах
Многие наши вчерашние союзники могут перейти в разряд недругов
По окончании строительства участка длиной около 160 км мультимодальный маршрут протяженностью более 7 тысяч км от Санкт-Петербурга до индийского порта Мумбаи станет полноценной альтернативой существующим логистическим маршрутам, соединяющим Россию со многими странами Азии и Африки.
Сегодня из-за отсутствия участка в Реште и Астаре товары с железнодорожного транспорта приходится перегружать на автомобили, что увеличивает сроки доставки и усложняет логистику.
Как ранее заявил врио торгового представителя РФ в Иране Алексей Ефимов, после ввода участка в эксплуатацию ожидается заметный рост товарооборота.
«По оценкам специалистов, перевозка грузов между Россией и Ираном может ускориться почти вдвое, а стоимость логистики сократиться до 30%», — сказал он.
Часть маршрута «Север-Юг» проходит по территории Азербайджана, с которым в последнее время у России складываются не самые простые отношения. К тому же недавно с корзиной пряников в Баку побывал вице-президент США Джей Ди Вэнс. Впрочем, азербайджанский президент Ильхам Алиев считает, что с соседями надо поддерживать хорошие отношения.
«Азербайджан инвестировал в создание физической инфраструктуры, морских портов, а также в грузоперевозки по железной дороге и воздуху. Несомненно, чтобы стать региональным транспортным узлом, необходимо поддерживать хорошие отношения с соседями», — подчеркнул он, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности.
Алиев отметил, что преимущество географического положения Азербайджана, который расположен между Азией и Европой, без соответствующей инфраструктуры не ощущается.
Между тем, в соседнем Иране сейчас ситуация тревожная — несмотря на идущие ирано-американские переговоры, США продолжают стягивать на Ближний Восток мощную военную группировку, слухи о возможном в ближайшее время ударе активно муссируются в информационном сообществе.
Известный политолог-международник Елена Супонина отмечает, что маршрут «Север-Юг» очень важен как для развития торговых отношений между Россией и Ираном, так и между Россией и другими странами Юга.
— Дорога строилась долго, были проблемы с инвестициями. В ходе переговоров они были решены благодаря кредитной линейке Москвы.
Конечно, политическая нестабильность вызывает вопросы, но мало влияет на планы строительства этого важного участка. Скорее, влияли санкции. Сейчас нестабильность в Персидском заливе не имеет воздействия на реализацию плана строительства.
«СП»: Если допустить, что ситуация в Иране осложнится и даже по какой-либо причине сменится власть, это может отразиться на проекте?
— О смене власти в Иране активно говорят западные СМИ. Мы в России считаем, что сейчас этого не произойдет. Я только что вернулась из региона Персидского залива, была в ряде стран соседних с Ираном, там такие же настроения: они считают, что американцы не смогут снести режим в Иране, консолидация вокруг власти достаточно сильная. Исходя из этих оценок, экономическое сотрудничество в ближайшее время между Россией и Ираном не пострадает из-за этого всплеска напряженности.
Другое дело, что санкционные ограничения, конечно, оказывают свое воздействие.
«СП»: Отношения с Азербайджаном, по территории которого также проходит маршрут, в последнее время осложнились. К тому же Баку активно сближается с Вашингтоном. Может это отразиться на работе коридора — и сейчас, и после завершения строительства последнего железнодорожного участка?
— Американцы не ставят сейчас целью срыв этого проекта. Азербайджан также заинтересован в этой логистической развязке.
То, что сейчас министр энергетики России находится в Иране и обсуждает все эти вопросы, говорит об уверенности Москвы в отношении реализации данного конкретного плана.
«СП»: Россия достаточно много вложила в проект. Если развитие ситуации и с Ираном, и с Баку пойдет по негативному сценарию, какие у России есть варианты по развитию торговых путей со странами Юга?
— Россия будет реализовывать этот вариант. Негативный сценарий: максимум — нанесение ударов по Ирану, но они не приведут к смене режима. Надо концентрировать на выполнении этого проекта.
Политический обозреватель, эксперт Фонда стратегической культуры Андрей Арешев надеется, что проект просчитан должным образом, включая политические риски.
Удар по Ирану: Трампу путает карты скромный российский корвет «Стойкий» в порту Бендер-Аббаса
Одно присутствие наших и китайских боевых кораблей в Персидском заливе грозит сорвать давно запланированную атаку Израиля и США на Тегеран
— Разговоры об этом проекте ведутся более 25 лет. В последние годы по известным причинам для России стал куда более актуален, чем раньше.
Речь идет об экспортных путях к южным морям. Надо надеяться, что все просчитано и, наконец-то, недостающий участок будет реализован, что упростит железнодорожное сообщение России с южными соседями.
«СП»: Осложнившиеся отношения с Баку могут помешать полноценной работе транспортного коридора уже после завершения строительства последнего участка пути? Тем более что американцы только что «пряников» привезли. Могут они как-то помешать?
— Не только американцы, но и израильтяне там достаточно активны. Поэтом ответ — да, могут. Это могут быть различные политические осложнения, правовые затруднения, технические ограничения. Все что угодно.
«СП»: Сам Баку в ком или чем заинтересован — в соседях или «пряниках»?
— Думаю, Баку, прежде всего, заинтересован в том, чтобы обеспечить свою выгоду, в том числе и материальную, и, возможно, геополитическую. А как ситуация будет складываться, какая из групп возьмет верх, покажет будущее.