Культура

Дом, который построил Эйб

Спектакль «Участь Электры» в РАМТе продемонстрирует истоки и плоды ненависти

  
1749
Дом, который построил Эйб

Давайте устроим небольшой творческий конкурс. Нам дан античный сюжет, переживший тысячелетия. Нам дан нобелевский лауреат 1936 года, перенесший этот сюжет в XIX век. Нам дан театр и труппа талантливых актеров. Вопрос — что с этим делать?

Неплохая такая данность!

Вроде бы можно ничего уже и не делать. Раздать артистам текст, набросать сцену, пометки о свете и звуке, сесть в кресло и принимать поздравления. Но ведь это было бы скучно. Стоит связываться с искусством, чтобы просто делать диафильм на сцене!

Мы идем на «Участь Электры» в РАМТе (ближайшие показы 20 февраля и 20 марта). Сюжет заявлен в названии, неожиданностей быть не должно. Чем может удивить пересказ Софокла Юджином О’Нилом?

Смещением главного действующего лица. Перед нами разворачивается человеческая драма страстей, отклонений, ревностей и преступлений, но над всем этим нависает своим нерушимым и монолитным массивом дом. Дом, который построил Эйб, — почти мифический предок, основатель клана Мэннонов. «Храм ненависти» — так о доме скажет Кристина — супруга Эзры Мэннона, заточенная супружескими узами в жилом склепе.

Дом движется, дом меняется, дом поджидает свою Электру. Со стен глядят Мэнноны, вдоль этих стен мечутся Мэнноны, одержимые своими страстями и страхами, в этих стенах Мэнноны убивают друг друга. Все в нем и в его обитателях пропитано смертью. «Кто ты теперь? Еще один труп. Смерть тебе к лицу. Теперь, когда ты умер, мы сможем стать друзьями», — скажет сын над гробом отца. И кажется, что если бы в основании дома была трещина, мы безошибочно сказали бы, что были в нем раньше, нас водил по нему Эдгар По, а хозяевами были Ашеры.

Электра всегда найдется в таком месте. Спрос рождает предложение. Природа не терпит пустот. Ненависть породит ненависть.

Дом, опустевший без мужчин, ушедших на гражданскую войну, готовит новый фронт. Когда они вернутся — отец и сын, бравшие высоты плечом к плечу, — они сами окажутся высотами, картами в борьбе матери и дочери. И эта борьба не будет знать жалости, не будет считаться с жертвами. «Когда ты окружен тысячью солдат, чувствуешь себя защищенней», — заметит генерал, вернувшись с фронта гражданской войны, расколовшей его страну надвое, и увидев, что его собственный дом — лишь осколок, который летит ему в сердце.

Вековая история рода сгорит на наших глазах в огне амбиций, ревности, чувства собственности. Условное добро выступит против условного зла (хотя в самый мощный микроскоп нельзя будет увидеть ту линию, что отделяет их друг от друга) и переродится в новое зло, более насыщенное и целеустремленное, но даже визуально стремящееся повторить предшествующее (Помните «Дракон» Шварца? Тот, кто победит дракона, сам должен стать драконом).

Визуальная часть — главное оружие людей, которые решатся взять на себя смелость ставить столь заслуженный материал. Во время сцены луна успеет проползти по небу. Все предыдущие главы семейства посмотрят на нас укоризненно со своих портретов. А победившая зло, неотличимая от зла, будет качаться на качелях, все более утверждаясь в своей роли. И всё это будет сопровождаться идеально подобранной музыкой Натали Плэже. Она подержит за руку, когда станет тревожно, и толкнет в спину, когда решишь, что можно расслабиться.

Рядом с Электрой расслабляться нельзя. Ей слишком идёт траур.

Фото: РАМТ

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

 Александр Абрамов

Главный аналитик Банка «Солидарность»

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня