Культура
16 февраля 2015 08:16

Восхождение музыки

В Московском международном Доме музыки состоится опера «Упражнения и танцы Гвидо»

188
Восхождение музыки

Опера «Упражнения и танцы Гвидо» (1997) Владимира Мартынова посвящена основе основ — изобретению нотной записи и тысячелетию изобретателя нот бенедектинского монаха Гвидо Аретинского. Но главным персонажем оперы Мартынова оказывается не сам Гвидо, а оперные стили. Это опера об опере, точнее анти-опера. Свою концепцию Владимир Мартынов называет пессимистической: «Вот возникают оперные красоты, и все это рушится в архаику. Потом опять возникают красоты … Ряд возникновений и разрушений. И кончается полным истончением».

«Интригой» сочинения является история пения в западноевропейской традиции, все более удаляющегося от сакрального первоисточника (григорианской монодии) и прошедшего путь через романское многоголосие к светскому искусству — опере (барокко, классицизм, романтизм). «Интересно просмотреть это приключение человечества, которое называется композиторская музыка, и которое длилось с XI века до середины XX» (В. Мартынов). В неторопливом вступлении слушателя долго выдерживают в строгой атмосфере григорианики, чтобы перевести сегодняшнее время в иное — нелинейное, средневековое, метафизическое. Тогда слушатель воспримет последующие оперные красоты так, как задумано автором. И только потом начинается «опера в опере» — долгий захватывающий путь от стиля к стилю, от эпохи к эпохе. Восхождение-нисхождение достигает последней стадии, когда происходит внезапный слом: вторжение чужеродного начала — музыки в стиле жесткого рока («Танцы»). Рок с его страстным протестом — прямой вызов академической музыке и оперному глянцу, вызов культуре Нового времени.

Как отмечает пресса, опера «Упражнения и танцы Гвидо» — «это не первое сочинение Владимира Мартынова, в котором композитор словно испытывает слушателей на прочность, предлагая им такие игры, которые не всякий поймет и не всякий выдержит. Кто-то обязательно уходит. И это тоже одно из правил игры. Музыка стала искусством не для всех».

Московский международный Дом музыки

18 февраля 2015 г. Камерный зал. 20.00. 6+

Абонемент «Нормальная музыка. Премьеры и не только»

Владимир Мартынов

Опера «Упражнения и танцы Гвидо»

Юлия Макарьянц, сопрано

Людмила Ерюткина, сопрано

Юрий Ростоцкий, тенор

Ансамбль OpusPosth

Художественный руководитель — Татьяна Гринденко

Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин»

Художественный руководитель — Андрей Котов

Снимок в открытие статьи: Владимир Мартынов

Последние новости
Цитаты
Алексей Пушков

Общественный деятель, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике

Андрей Суздальцев

Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Николай Кленов

Финансовый аналитик инвестиционной компании Raison Asset Management

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня