Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
30 мая 2015 15:32

«Комната страха»

Владислав Толстов о книге Вадима Левенталя

1761

Когда вышла первая книга Вадима Левенталя, роман «Маша Регина», я, было, подумал, что Левенталь — это такой наш литературный Квентин Тарантино. Тот, помнится, много лет работал в видеопрокате, посмотрел тысячу фильмов, а потом на своих киноманских впечатлениях создал оригинальный кинематограф. Вадим Левенталь несколько лет работает редактором в питерском издательстве «Лимбус-пресс». Редактор — это профессиональный читатель, и сколько мы знаем случаев, когда такие люди начинают «показывать класс» и начинают писать настоящую, как им кажется, прозу. Впрочем, «Маша Регина» стала в этом смысле исключением. Хотя в ней было заметно желание автора втиснуть в книгу все и еще немножко, поведать миру свою историю взахлеб, мелким шрифтом, с минимумом абзацев. «Машу Регину» немножко поругали за то, что Левенталь там злоупотреблял цитатами и умными словами, но в целом дебют состоялся, книгу приняли.

«Комната страха» — вторая книга Вадима Левенталя, и к ее чтению я приступал с некоторой опаской. Есть в рок-музыке такое явление — «синдром второго альбома», когда талантливые дебютанты стараются превзойти самих себя, прыгнуть выше голову, а в итоге плюхаются в лужу. Тут тоже можно было ожидать чего угодно: например, что Левенталь-таки попробует, как истинный редактор, играть в умейку-тарантину. Но тревоги оказались напрасными. «Комната страха» — книга во всех смыслах достойная. И к тому же, на мой взгляд, лучше «Маши Региной», так что налицо творческий прогресс.

Это сборник рассказов. Вечная проблема таких сборников — что под одну обложку собирают случайные тексты, без всякого смысла и склада. Редко у кого получается цикл с концептуальной пружинкой внутри. В случае с книгой «Комната страха», как мне видится, таким объединяющим признаком служит само питерское происхождение автора. У питерских прозаиков, я давно заметил, непременно будут присутствовать в текстах одна из трех «да»: непогода, обида, блокада. В «Комнате страха» все три фирменных питерских темы имеют место быть. С непогоды, когда «дождь лил как из ведра», начинается рассказ «Проснись, ты сейчас умрешь». Обида в этой относительно небольшой по объему книге упоминается не менее десяти раз, в том числе и в романтическом контексте — «Марина, стрельнув два раза глазами, сказала ему вслед дурак — с обидой, конечно, но эта обида была производной искренней заботы».

А вот о блокаде следует сказать особо. Ей посвящен самый большой текст книги — даже не рассказ, а скорее небольшая повесть под названием «Доля ангелов». Прошу извинить за небольшое отступление. Похоже, пора исследовать интересный феномен современной литературы — тексты о блокаде, написанные внуками тех, кто ее пережил. В конкурсе премии «Национальный бестселлер» (секретарем которой, к слову, является Вадим Левенталь) в этом году участвовала книга Полины Барсковой «Живые картины» — тоже о блокаде. В прошлом году вышла книга журналистки из Питера Карины Добротворской «Блокадные девочки». Американский сценарист Дэвид Бэниофф написал книгу «Город», основываясь на блокадных воспоминаниях своего деда… список можно продолжить. Вадим Левенталь добавил в него свою повесть — «Доля ангелов» посвящена «моим бабушкам, жившим в блокадном Ленинграде — Нине, Гале и Рае». Понятно, что в коллективном сознании Ленинград — это наша Троя, и восприятие блокады у нас пребывает в области мифологической, героической. Тогда как для питерских авторов блокада — факт семейной хроники, трагедия их бабушек, которых обрекли на неимоверные страдания. Предельно лаконичная, аскетичная, строгая проза. Действие по большей части происходит в комнате, где появляются действующие лица — старики, женщины, дети. Проблема морального выбора — можно ли воспользоваться хлебными карточками умершей соседки? Проблема предательства: надо ли сдавать в органы соседа, у которого в книге лежит немецкая листовка, если за это дадут двойную пайку? Очень жесткий, неприятный, временами невыносимый текст. Страшные и точные детали — как будто смотришь хронику. «Доля ангелов» — несомненно, для меня, один из лучших на сегодня текстов о ленинградской блокаде. И уж точно это достижение писателя Вадима Левенталя, с чем его и поздравим.

Фото: «Комната страха» обложка

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня