Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
2 апреля 2016 17:19

Готовый подменить своих коллег-атлантов

Олег Демидов о новых книгах Рюрика Ивнева

1726

В феврале этого года был очередной литературный юбилей. Только прошёл он тихо и неприметно. Никто не снял документальный фильм об этом человеке. В ЦДЛ не устроили вечер памяти. В СМИ не появилось ни одной приличной статьи. Если где-то и праздновали, то, может быть, Тбилиси — громко, с песнями, стихами и длинными тостами.

В 1891 именно в Тифлисе родился Михаил Ковалёв, который выступал под псевдонимом Рюрик Ивнев. Как поэт он искал себя среди футуристов и имажинистов, но отошёл к традиционалистским стихам. Как прозаик он предвосхитил Набокова (роман «Несчастный ангел» — инверсия «Лолиты»: в нём иная пара — опытная женщина и «юноша со взором горящим») и русский постмодернизм в лице Пелевина, Сорокина, Елизарова (недавно в питерском издательстве «Лимбус Пресс» вышли его ранние рассказы в сборнике «Несчастный ангел»). Ивнев-мемуарист всегда правдив и обаятелен. Тонкая ирония осела ржавчиной на его текстах — не шибко приметной, но въевшейся основательно. Правда, такая коррозия, согласитесь, только приятна читателю.

Предвосхитил такой тихий юбилей Маяковский, сочинивший на Рюрика Ивнева эпиграмму: «А известность проходит мимо, / Потому что я только — Ивнев…»

Широко прошли чествования Мандельштама и Есенина, с которыми тесно дружил поэт. Конечно, их творчество не соразмерно, но русская литература, богатая на писателей первого ряда, заранее приготовила место и для Ивнева. Он виснет где-то в воздухе между первым и вторым рядом, готовый подменить своих коллег-атлантов.

Юбилей получился у него двойной: 125 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти. Прожил поэт 90 лет — шёл практически нога в ногу со своим веком. У нас говорят, что литератор должен жить долго. И тогда на старости лет его ждёт признание, слава, успех и прочие кармически побрякушки.

Произошли ли так с Ивневым? Сложный вопрос. Знали и знают поэта как сопричастного к судьбе Сергея Есенина, Осипа Мандельштама, Анастасии Цветаевой. Он контекстуален, намертво контекстуален. Что уже, наверное, неплохо.

Можно привести несколько примеров. Первыми поэтами, кто приняли советскую власть и пришёл в Смольный, были Александр Блок, Владимир Маяковский и… Рюрик Ивнев. Помимо «четырёх слонов» имажинизма — Анатолия Мариенгофа, Вадима Шершеневича, Александра Кусикова и Сергея Есенина — был и… Рюрик Ивнев. Дорогу в литературную жизнь поэту Павлу Васильеву дали Иван Гронский, Сергей Клычков и… Рюрик Ивнев. Примеры можно множить и множить. Но каждый раз получается одна из многочисленных фигур.

Кому готовит старость длинный ряд

Высоких комнат, абажур, диван турецкий,

Спокойствия и неги сладкий яд,

Весёлый пир в столовой, крик из детской…

А мне — столбов дорожных ряд

И розы мёрзлые в мертвецкой.

«Столбов дорожных ряд» — это постоянные путешествия по России, по Кавказу, по Дальнему Востоку, по Японии и по Европе.

Его первая книга называлась «Самосожжение». Огонь, жар, пожар — вот те слова, что вызывают ассоциации с поэзией Рюрика Ивнева, — не испепеляющие, а, как во многих религиях, очищающие. Так и Анастасия Цветаева отмечает его «пылкое сострадание» и «жар жизни».

Евгений Евтушенко писал, что «блёстки поэзии рассыпаны по его книгам. В лучших своих вещах Ивнев преодолевает сладковато-мелодраматическую „романсовость“, поднимаясь до высокого романса». Шестидесятники вообще часто обращались к поэзии Серебряного века. Особенно к имажинистам и футуристам — к тем литературным группам и поэтам, которые умудрялись собирать полный зал Политехнического музея. Они пытались понять, каким образом в 1920-е годы это получалось. И в 1960-е, раскусив всю трюки и познав волшебство живого слова, — уже сами собирали стадионы.

С другой стороны были ленинградские поэты, которые тоже не обходили вниманием имажинистов и футуристов. Вот, например, Евгений Рейн выразил это в стихотворении:

На земле чемоданчик открытый:

там уложены в стопки

эти легкие книжечки —

так недорого стоили,

что стыдно сбивать было цену —

ничевоки, фуисты,

футуристы и все остальные.

Я не знал, что иные из них еще живы,

что Олимпов служил

управдомом где-то на Петроградской,

что Крученых и Рюрик Ивнев могли свои книжки

мне еще подписать.

Конечно, того Мариенгофа, или Ройзмана, или Ивнева встречающие на улицах люди спрашивали: «Вы тот брат того самого?», «Вы его сын?», «Вы однофамилец?» — и были несказанно удивлены тем, что легендарные поэты ещё живы.

У Рюрика Ивнева выходили книги, многие тексты печатались в периодике — начиная с газеты «Литературная Россия» и заканчивая «толстым» журналом «Волга». Но сейчас его правопреемники извлекают из домашнего архива новые и новые тексты. Такое ощущение, что кладезь неисчерпаем.

Так и в этот юбилей появилось сразу две книги — «По ступеням воспоминаний» и «Смятение», изданный орловским издательством «Картуш». Первая книга представляет собой как старые тексты, уже многажды опубликованные (эссеистика «Четыре выстрела» и пьеса «Сергей Есенин»), так и печатающиеся впервые. Среди последних — сотня стихотворений, дюжина рассказов и не мемуарные очерки, конечно, — они публиковались и публикуются непрестанно — а «штрихи к портретам», небольшие, но примечательные уточнения о поэтах Серебряного века и советских партработниках.

Раздел книги, который представляет особый интерес, — это воспоминания о самом Рюрике Ивневе. Из них выходят на первый план очерки Евгения Евтушенко, Юрия Паркаева и Николая Леонтьева.

Вторая книга — роман-памфлет, как пишет её составитель Николай Леонтьев. Называется — «Смятение». И представляет собой попытку Рюрика Ивнева «разоблачить буржуазное общество, приводящее к безмерной эксплуатации и деградации человека». Из сегодняшнего дня такой роман может показаться надуманным, написанным из-под палки, вынужденным, но история знает и другие примеры.

Взять хотя бы «Сорок девятый штат» Джеймса Олдриджа, в котором повествуется о трудном положении Великобритании. Долговая яма, в которой оказался главный герой — английский премьер-министр, ставит государство перед выбором: отдать всю власть рабочим, стать сорок девятым штатом Америки или принять безвозмездную материальную помощь от Советского Союза. В итоге премьер-министр делает ходом конём и находит совсем другое решение.

В этой пьесе Джеймс Олдридж показал, как США способно сделать из независимой страны своего сателлита, показал все механизмы и объяснил контекст. Что и говорить, текст, написанные почти столетие назад, и сегодня выглядит актуальным. Неслучайно его вновь начали ставить на театральной сцене.

Так и со «Смятением» Рюрика Ивнева. Стоит вчитаться в роман — и сразу увидишь не только и не столько капиталистическое общество предвоенной и военной поры, сколько сегодняшние российские реалии.

Начинается роман оригинально. Джозеф Лонг работает в организации под названием «Аргус». Аргус или Аргос — это многоглазый великан из древнегреческих мифов. Как водится в искусстве, это имя стало нарицательным и теперь аргосом называют стражей, которые находятся всегда начеку. Организация занимается всем подряд. Какое бы поручение ни заказали, агенты «Аргуса» должны его выполнить. Иначе — фирма потеряет репутация.

И вот появляется новый заказчик — доктор Биксенен. Он просит разыскать «редчайший экземпляр человеческой породы: воплощённый идеал благородства, прекрасного семьянина, боготворящего жену, безгранично любящего детей, человека с незапятнанной репутацией, не совершившего ни одного поступка, на котором лежала хотя бы лёгкая тень недоброкачественности». Задание, мягко говоря, необычное. Но главный герой берётся его исполнять — и выходит на поиски.

Конечно, роман-памфлет выявляет себя с первых страниц, но от этого не становится менее интересным. Наоборот — читая «Смятение», ты пытаешься уловить тот момент, когда Рюрик Ивнев выстраивает стандартную фразу и вот-вот должен сорваться в пропасть предсказуемости, но он вместо этого ещё уверенней шагает и даже приплясывает на канате своих мыслей.

Если бы роман в своё время был напечатан, не исключено, что на филологических факультетах его изучали бы до сих пор. (О школе, конечно, не говорим, потому что ей бы следовало разобраться с уже устоявшимися классиками).

В заключение пара строк из книги «По ступеням воспоминаний»:

Всё сказано. Что мне сказать ещё?

Что полувековое опозданье

Меня хлестнуло по лицу бичом,

Вернув угар монгольских орд в Рязани.

<…>

Прими меня таким, каким я был

Сто лет назад в цветущих снах акаций,

Прими со мной протяжный скрип арбы

И тишину провинциальных станций.

Приняв Рюрика Ивнева, читатель найдёт для него место на книжной полке — где-то между Ахматовой и Пастернаком — если расставлять по значимости, или между Ивановым-Разумником и Инбер — если расставлять по алфавиту.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня