Культура / Кино и театр

Российскому зрителю по душе сербское кино

Мнения зрителей и жюри по поводу лучшего фильма снова разошлись

2205
Россия. Москва. 30 июня 2016. Иранский режиссер Реза Миркарими, завоевавший главный приз "Золотой Георгий" за фильм "Дочь", после церемонии закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала "Россия"
Россия. Москва. 30 июня 2016. Иранский режиссер Реза Миркарими, завоевавший главный приз «Золотой Георгий» за фильм «Дочь», после церемонии закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала «Россия» (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

Закончилась фестивальная неделя, объявлены победители фестиваля, и выбор жюри, как почти всегда бывает, не совпал с выбором зрителей. Главный приз увезет с собой в далекий экзотический Иран режиссер фильма «Дочь» Реза Миркарими, лучшую режиссуру жюри увидело в фильме «37» датчанки Пук Грастен, тогда как приз зрительских симпатий «Ключ к сердцам зрителей» получил сербский фильм «Дневник машиниста», членами жюри никак не отмеченный. Интересно, что за последние семь лет — это третий сербский фильм, который получает приз зрителей ММКФ (на прошлом фестивале им стал «Анклав» Горана Радовановича) — российскому зрителю явно по душе сербское кино.

Посмотреть и оценить 13 фестивальных фильмов — дело нелегкое, дебаты длятся по многу часов, поэтому отнесемся к работе жюри с сочувствием. И, тем не менее, за семь лет только один раз приз зрительских симпатий совпал с выбором жюри (32 ММКФ, фильм «Брат», Венесуэла, реж. Марсель Раскин). А в этом году фильм «37», награжденный за лучшую режиссуру, в рейтинге у зрителей стоит на 11 месте из 13. Видимо, в жюри действительно сидят люди, знающие нечто такое, что неведомо нам, простым смертным. Или в дело вступают какие-то иные соображения.

Фильмы на фестивале были разные, но из тринадцати - «Дневник машиниста» — одна из немногих действительно трогательных картин, несмотря на свой черный юмор. Напомню, что отправной точкой для создания фильма стал печальный факт: в силу своей профессии любой машинист за свою карьеру неизбежно является причиной смерти десятков людей. Философское отношение пожилого машиниста к смерти резко контрастирует с переживаниями молодого. Одновременно, у нас перед глазами проходит ряд сцен из прошлой и настоящей жизни главного героя Илии. Фильм получился одновременно и грустный и смешной, полный парадоксов и непредсказуемый, как сама жизнь. Приятно, что создатели фильма, в качестве материала выбрали, так сказать, «производственную» тему, обратились, как в добрые старые времена, к жизни простых рабочих людей, и сумели сделать из повседневного быта трагикомедию и поднять ее до философских высот.

На втором месте в голосовании зрителей стоит фильм «Монах и бес» — очередная экранизация размышлений Юрия Арабова о жизни грешных россиян (на прошлом фестивале был «Орлеан»). Главный герой, одержав победу над тупым монастырским начальством, уходит в скит бороться с самим собой, т.е. с бесом внутри. Бес тут же выходит наружу. В фильме, как всегда у Арабова, много реплик с двойным дном и многозначительными намеками, а также шуток на избитые темы дураков, дорог и воровства в России. Но, видимо, шутки пришлись по душе, если фильм занял второе место в рейтинге зрителей. Лично мне арабовский сарказм по поводу недалеких настоятелей, начальников, подхалимов и т. п. не кажется ни оригинальным, ни смешным. Тема продажи души дьяволу тоже не блещет новизной. Можно экранизировать что угодно, даже жития святых (что отчасти и сделано в фильме, прообразом главного героя послужил новгородский святой), вопрос в том, как это сделать, чтобы действительно получилось что-то небанальное и интересное.

Картина «Дочь», получившая главный приз жюри и третье место у зрителей — неторопливый, немногословный, спокойно-реалистичный фильм. В сценарии практически нет ни ярких реплик, ни шуток. Тем не менее, история приковывает внимание, и мы с интересом следим, чем же закончится встреча сурового отца и посмевшей ослушаться дочери. Дополнительный интерес истории придает местный колорит — жизнь такой традиционной восточной страны как Иран в эпоху интернета и других благ цивилизации. Это, кстати, относится ко многим конкурсным и внеконкурсным картинам — этнографический элемент играет для зрителей немаловажную роль. Фестивальное кино — калейдоскоп фильмов со всего мира. Всегда интересно посмотреть, чем и как живут люди в Пиренеях, и на берегу Ла-Манша, в Сербии и Германии, и тем более в таких экзотических странах как Филиппины или Корея. Различий, по сути, не так много, но всегда любопытно их наблюдать. А такие фильмы как йеменский «Меня зовут Нуджум, мне 10 лет и я разведена» собирали полный зал.

Скажем еще несколько слов о фестивале. В этом году было несколько ярких фильмов, где так или иначе присутствовала тема однополой любви — начиная с конкурсного австрийского фильма «Центр моего мира» и кончая французскими «Тео и Уго в одной лодке» и «Стоять прямо». В общем-то, в каждом из них «нетрадиционные» отношения можно было бы, без ущерба для сюжета, заменить традиционными (мужчина плюс женщина), и это не изменило бы сути фильма. И в каждом из них присутствовало еще что-то более важное, чем скандальная тема.

Так, например, картина «Центр моего мира» — помимо любви главного героя к однокласснику — рассказывает о его взаимоотношениях с матерью и сестрой и осознании себя частью семьи. Одновременно, авторы фильма с наивной простотой преподносят отношения двух мальчиков как нечто обычное и естественное: мать и ее подруга и бровью не ведут, зная, что сын встречается с парнем-соседом, наоборот, поощряют их свидания (честно говоря, сомневаюсь, чтобы Австрия продвинулась так далеко в этом плане, наверное, просто фантазия режиссера). На роли героев-любовников подобраны породистые блондины с рекламной внешностью, которые бросаются в объятья друг к другу без особых колебаний. В то, что между мальчиками есть какое-то чувство, не очень верится, поскольку у истории нет развития. Ощущение, что смотришь рекламный ролик. Ловишь себя на мысли, что стоит заменить нелепую гейскую историю на обычную любовь, и вместо экстравагантного фестивального получился бы прекрасный фильм для школьных каникул, с летней атмосферой, семейными тайнами и любовными интригами. Тут поставим еще один плюс фильму «Дневник машиниста»: главный герой принципиально отказывается целоваться с мужчиной — мол, у них в семье это не принято. Все-таки не зря сербский фильм выбрали зрители.

Во внеконкурсных программах было несколько картин, которые определенно понравятся всем — например, комедия «Тони Эрдман» Марен Адэ о том как неделовой папа постоянно разыгрывает свою деловую дочку и нарушает ее серьезную коропоративную жизнь, и мрачновато-смешной голландский фильм «Отель «Проблемски» Маню Риш, где действие происходит перед Рождеством в общежитии для беженцев. У тех, кто любит авторское кино, интерес вызовут американские артхаусные фильмы «Капитан Фантастик» и «Человек — швейцарский нож».

Наиболее значимые фестивальные фильмы будут идти в прокате, поэтому те, кто не успел посмотреть их на фестивале, смогут увидеть летом и осенью на экранах кинотеатров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Гундаров

Доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН, демограф

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня