Культура

Голограмма для короля или предостережение королю?

Западный кинематограф: воздействие кнутом и пряником на стратегических союзников

  
3792
Кадр фильма «Голограмма для Короля»
Кадр фильма «Голограмма для Короля» (Фото: PLANET PHOTOS/ Global Look Press)

Саудовская Аравия. Страна мусульманских святынь и нефтяных шейхов. Пустынь и мегаполисов. Первое, что приходит на ум — это нефть. Эта страна во многом определят ситуацию на нефтяном рынке. Её влияние в исламском мире является если не решающим, то одним из ведущих точно. От того, как поведет себя эта страна, во многом зависит ситуация в Центральной Азии, которая сейчас на грани выхода из-под контроля. Поэтому внимание к ней со стороны Соединенных Штатов и Европы. Известно, что кино уже давно перестало быть просто искусством. Сейчас невозможно определить, где кончается художественное произведение и начинается политика. Обычно в кино ограничиваются намеками и было весьма неожиданно видеть, как Соединенные Штаты в союзе с Европй открытым текстом угрожают саудовским властям.

Фильм «Голограмма для Короля» снят кинокомпаниями США, Британии, Франции, Германии и Мексики и вышел на экраны в апреле 2016-го. Обратим внимание на «тяжелую актерскую артиллерию» в лице Тома Хэнкса. Сюжет незамысловат. Представитель американской IT-компании Алан приезжает в Саудовскую Аравию, чтобы сделать презентацию королю и попытаться заключить контракт. Фильм заканчивается тем, что главный герой остается в Саудовской Аравии и находит свое счастье с женщиной-саудиткой Зарой[1]. Несколько раз на протяжении их стремительного романа звучат слова «Мы не такие уж и разные». Прямое указание, что США и Саудовская Аравия могут быть союзниками. Это — так сказать, пряник. Говорю «пряник», потому что в фильме есть и «кнут». Вот какой диалог ведут главный герой и его саудовский знакомый:

«— Слушай, Алан, а ты бы воевал за нас?

— Воевать за вас? Зачем? Никто не нападает на Саудовскую Аравию.

— Да, я знаю, просто любопытно, стал бы ты воевать за нас?

— Возможно. В Штатах много тех, кот готов помочь тем, кто борется за свободу. Американцы это обожают.

— Если я начну демократическую революцию, ты меня поддержишь?

— А ты планируешь?

— Нет, это я просто так спросил. Поддержишь?

— Конечно.

— А как?

— Даже не знаю.

— Отправишь сюда солдат?

— Отправил бы я?

— Нет, не ты лично, а США.

— Нет, солдат не отправят.

— А лично ты приехал бы поддержать меня?

— Да.

— Быстро ответил…

— Не сомневался".

Как говорится: «Без комментариев».

Параллельно в фильме показан грандиозный строительный проект, который ведет Министерство экономики и торговли Саудовской Аравии. На поверку оказывается, что стройка стоит, немногие рабочие бездельничают, выясняя отношения между собой. В отношении рекламных плакатов, обещающих скорое присутствие крупных фирм[2][3] в этом здании, открытым текстом говорится: блеф[4].

Посыл фильма расшифровывается очень просто: Не так уж вы круты, как пытаетесь выглядеть. Ваши стройки еле дышат, а связи с серьезными партнерами — блеф. Давайте дружить, на самом деле у нас не так много различий. А не захотите дружить — будет вам «демократическая революция», которую мы поддержим.

Читайте также

В фильме есть еще одна линия, обращенная не только к Саудовской Аравии. Китай. Когда-то погнавшись за близкой прибылью, Алан перевел своё производство велосипедов в Китай. В результате без работы осталось 900 американцев. Потом китайцы научились делать велосипеды и завалили ими рынок. А в конце фильма китайцы перехватывают у его IT-компании контракт, предложив сделать тоже самое, но вдвое дешевле. Это уже обращение ко всему миру. Даже не обращение, а сигнал бедствия.

Чем-то еще провинилась перед крупными странами Дания. Её представительница показана женщиной не очень строгих правил, которая пытается соблазнить американца Алана, но получает вежливый, но твердый «афронт».

В общем, те, кому надо, прочитают фильм нужным образом. Благо, это не составит труда.


[1] В фильме её сыграла Сарита Чоудри — британская актриса индийского происхождения.

[2] В частности компания KFC — «Жареный цыпленок из Кентукки» — сеть ресторанов общественного питания. В мире по обороту уступает только McDonald’s.

[3] Помимо плаката KFC, главный герой пользуется фотоаппаратом Nikon. От контекстной рекламы никуда не денешься.

[4] Сомнительно, чтобы реальный менеджер сказал такое постороннему. Это явно сказано зрителям.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Иван Антропов

Заместитель директора Института актуальной экономики

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня