Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
7 сентября 2016 15:53

«Веселый солдат» познакомится со столицей

22 сентября Московский Губернский театр спектаклем по повести Виктора Астафьева откроет свой 4 театральный сезон

178

Военная проза Астафьева не частый гость на театральных подмостках. Сценическая история есть, пожалуй, только у романа «Прокляты и убиты», инсценировка которого была осуществлена Виктором Рыжаковым несколько лет назад в МХТ им. Чехова. Повесть «Веселый солдат» в Москве на театральной сцене появилась впервые. Инсценировку специально для театра написали драматург Анатолий Королев и молодой режиссер Ричард Бондарев, бережно адаптировав для театра жесткую, жестокую в своей правдивости астафьевскую прозу.

Астафьев пришел на фронт в 1942 году добровольцем, простым солдатом, был трижды ранен и закончил войну в том же звании рядового. Для него, как и для многих его современников, прошедших Великую Отечественную, эта война стала главным жизненным экзаменом, главной душевной болью и главной темой в его творчестве.

В его произведениях оживает «другая война» — не та официозная, «отлакированная», известная всем по хрестоматийным статьям и докладам. Это война, увиденная глазами русского деревенского человека. Война во всем своем уродстве и жестокости, где люди гибнут не только от пуль врага, но и от равнодушия и беспощадности государственной машины к своему собственному народу.

В спектакле Губернского театра главным героем становится сам писатель. Из настоящего он вглядывается в прошлое, вглядывается в себя — молодого, веселого солдата. Заново проживает свою первую юношескую влюбленность, первое ранение, первую потерю, первого убитого немца. Ведь на войне не только воевали, но и жили: влюблялись, дружили, ненавидели. Но именно из этих будней, из боли, отчаяния и бесчисленных потерь, — рождалась наша победа.

Главную роль в спектакле исполняет известный актер театра и кино, заслуженный артист России Борис Галкин — он играет пожилого писателя, ведущего повествование о военном времени. За свою творческую биографию Галкину довелось поработать в разных театрах: Театре на Таганке, Театре Сатиры, Театре им. Пушкина, им. Маяковского и многих других. Но последнее время его творчество было связано в основном с кино и телевидением. И так сложилось, что в роли Астафьева Борис Галкин вернулся на сцену драматического театра после огромного перерыва — спустя 35 лет.

«Эта роль стала для меня настоящим подарком судьбы, — отметил актер. — Я как будто вернулся в свою молодость, как в студенчестве, когда мы репетировали день и ночь просто из желания играть, творить. Именно так репетируют в Губернском театре, и в этом смысле я не встречал более работоспособного и радостного в работе коллектива».

Тема войны занимает особое место в творчестве Галкина, а работа над этой ролью для него особенно значима: актер был лично знаком с Виктором Астафьевым.

«Работать с прозой Астафьева, писателя, которого еще при жизни называли классиком, и тем более выступать от его имени — очень не просто и очень ответственно. Я лично был знаком Виктором Петровичем, имел счастье встречаться с ним, слушать его. В его рассказах никогда не было ни слова, ни жеста, ни взгляда лишнего, никакого „второго плана“ — все очень органично, искренне. Он как человек и как писатель был сама правда», — рассказывает Галкин.

Худрук театра и худрук постановки Сергей Безруков, говоря о спектакле, подчеркнул, что для Московского Губернского театра большая честь иметь в репертуаре произведение Астафьева.

«Это сложнейшее произведение, рассказывающее правду о войне, которую, я думаю, не все хотят слышать сегодня. Но фронтовик Астафьев имеет право говорить о войне, как он считает нужным, — подчеркнул Безруков. —  «Веселый солдат» — это автобиографическая повесть о войне. В прошлом году мы отмечали 70-летие Победы. И нам показалось, что в юбилейный год вместо «ура, да здравствует» нужно вспомнить именно об этом — о простом человеке, русском солдате.

Мне было важно рассказать о войне как о страшном явлении, трагедии в жизни любого человека. Ведь, говоря о войне, как ни странно, мы говорим о мире. Наш спектакль начинается с того, что герой — Астафьев — убил человека. Это самое страшное, что может быть: когда человек убивает человека, нарушив одну из самых главных заповедей — «не убий». Он — преступил… Астафьев говорит, что может быть, все наши беды именно от этого, — что мы преступаем, оправдывая при этом себя «хитрой моралью», что только так — убивая, топча себе подобных, может выжить человек. Астафьев потрясающий мудрец, который, пережив все эти тяготы, потери родных и близких, — действительно поднимается до уровня переосмысления, что спасти нас может только добро, жажда Добра".

Художественный руководитель постановки — Сергей Безруков, над спектаклем работали режиссеры Ричард Бондарев, Анна Горушкина, Евгений Гомоной, Елена Киркова.

Сценография — Екатерина Малинина.
Костюмы — Карина Автандилова.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня