Зачем власть убивает в москвичах патриотизм

Захар Прилепин и Вадим Кумин о том, как спасти Россию от бескультурья

  
6885
На фото: писатель, общественный деятель Захар Прилепин
На фото: писатель, общественный деятель Захар Прилепин (Фото: скриншот с видео youtube.com)
Материал комментируют:

Пожалуй, любой житель Москвы, приезжая в какой-то другой регион страны, рано или поздно услышит в свой адрес фразу о том, какие же «вы все москвичи, наглые и некультурные». И в большинстве случаев, полагают знатоки вопроса, подобное замечание будет вполне заслуженным. Вечные столичные праздники-фейерверки-фестивали-парады на фоне пластиковых сакур и искусственных газонов не позволяют горожанам в своей массе задумываться о чем-то добром, вечном, светлом. Только шоу, которые «маст гоу он», только попкорн, только «развлекуха» среди невнятной «урбанины».

Попытке переломить эту пагубную тенденцию был посвящен прошедший в воскресенье, 26 августа, круглый стол под названием «Какая культура нужна столице?». В мероприятии приняли участие художники, архитекторы и другие деятели левого авангарда. На обсуждение был вынесен широкий круг вопросов, связанных со сферой культурной политики, но главной темой для разговора стали противоречия между запросами общества и тех, кто сегодня является модератором культурной политики в мегаполисе.

Кто и как именно может вывести столицу из этого культурного кризиса, — поинтересовался корреспондент «СП» у известного писателя, общественного деятеля, координатора проекта «АрхЛаб», шеф-редактора «Свободной прессы» Захара Прилепина.

— В процессе, так сказать, аудита нашей культурной общественности — литературной, кинематографической, театральной — мы собрали команду тех людей, — ответил Прилепин, — которые чётко и ответственно понимают, каким образом должна выглядеть, не боюсь этого слова, патриотическая культура в России. Культура, обращенная к народу, к будущему страны, к ее святыням.

«СП»: — Кто все эти люди?

— Пока не будем называть всех поимённо. Но, так или иначе, по каким-то опознавательным знакам, мы друг друга нашли. Это люди все известные, большинство из них известно всей стране, и большинство из них, да практически все, понимают ту системную проблему, которая стоит перед нами, перед страной, перед властью и перед народом.

«СП»: — А в чем же конкретно она заключается? И каков план действий?

— Что у нас колоссальное количество представителей элиты настроено либо равнодушно, либо негативно, либо откровенно враждебно. По отношению к тем проблемам, которые перед нами стоят. Мы подготовили ряд мер. Не радикальных, не репрессивных, а такие «талмуды», где серьёзное расписано, каким образом, как и что функционирует в самом широком смысле в сфере культуры. И готовы предложить техническое исправление тех или иных проблем и неполадок, потому что речь состоит уже не в том, что, там, необходимо написать хорошую книгу, поставить хорошие спектакли или снять хороший фильм. Потому что так или иначе кто-то справляется с этим, а кто-то — нет. Тут есть системные проблемы, когда колоссальное количество персонажей, которые могли бы работать в сфере культуры, не попадают на, так сказать, верхние этажи, потому что там так или иначе всё выстроено уже под определенную систему. А те, которые не работают, тем не менее находится в центре всеобщего внимания. И так или иначе паразитируют на этом всеобщем внимании. Вот в этом смысле у нас есть системная культурная программа, которая может быть использована.

«СП»: — Почему эта культурная программа так важна для столицы?

— Москва — это, безусловно, колоссальные инерции, которые направлены на всю остальную страну, потому что там тоже плюс-минус воспроизводят то, что происходит здесь. И если в Москве начать эти действия, если в Москве объяснить, что надо вот так, а не вот так, то мы получим вот эту вот молнию, энергию, вот этот импульс, который пойдёт по всем городам.

Читайте также

«СП»: — Как долго придется ждать отдачи от этого культурного импульса?

— Мгновенно. В течение года может все поменяться. Создадутся разнообразные сообщества.

«СП»: — Но разве Москва ничего не предпринимает сейчас ничего «флагманского» в сфере культуры? Или, может быть, где-то в регионах есть некий «альтернативный» центр?

— У нас по всей стране сейчас построены какие-то «многофункциональные центры», о которых даже Владимир Владимирович Путин говорил в своём выступлении. Ну хорошо, давайте центры. Там вот кройкой и шитьём мы занимаемся, там еще кто-то сидит с книжечкой, там кто-то в компьютере что-то там тюкает. Но не для этого были созданы центры!

«СП»: — А для чего?

 — Они, эти центры, были созданы для того, чтобы там жизнь клокотала.

«СП»: — Что, этого никто не понимает?

— У нас управленцы наши хорошо понимают, как жизнь должна клокотать в ФОКах, спортивных клубах. Там они с этим, слава Богу, справляются. Понимают, учат детей играть. А в культуре они ничего не понимают. И надо, чтобы они хотя бы однажды доверились профессионалам, которые объяснят, что вот так и так надо делать. А они доверяют тем людям, которых они в 90-е годы видели. Они думают, что это и есть завтрашний день, послезавтрашний день.

«СП»: — А на самом деле?

 — Либерализм, он не только в России вчерашний день, вообще в мире во всём он вчерашний, даже позавчерашний день. Западнические люди, уверенные в том, что только такая форма жизни, экономики и миропонимания — единственно возможное, действенное и перспективное, это неправда. Просто их разводят. Они пришли куда-то в первый раз, увидели, там, балет, театр, оперу, концерт рэпера. Вот, они думают, вот любопытно. Да, но надо немножко знать подоплеку, что за этим стоит.

«СП»: — Вы — знаете?

— Мы знаем.

— Действующая власть сейчас ничего не предлагает в части культуры, — уточнил политик, кандидат в мэры Москвы от КПРФ Вадим Кумин. — Мы ничего не слышим. Хорошо начали с того, что организовали правильно Парк Горького, разогнали криминал. Все мы были довольны проектом «Ночь музеев». Но сейчас все опять стихло и пошло по пути «всем сестрам по серьгам». Всё так же финансируются сотни муниципальных театров, всё также финансируются сотни непонятных проектов, много-много лет, из года в год.

«СП»: — Есть ли какие-то предложения по изменению ситуации?

— Наше предложение — кардинально это пересмотреть. Мы предлагаем новый социальный договор, когда все эти средства будут перераспределяться в пользу детских коллективов, в пользу возможности для развития детей и юношества. Сейчас все услуги в городе платные, мы намерены высвободившиеся от оптимизации в этой сфере деньги направить на то, чтобы мы могли своих детей учить творчеству, искусству, ремеслам. Чтобы дети могли бесплатно заниматься, и так же могли заниматься граждане в свободное от работы время.

«СП»: — Понятно, все это касается детского и юношеского творчества. А что вы предлагаете более «возрастным» творческим группам?

— Также крайне важно уже в зрелом творчестве финансировать проекты, которые мы называем патриотическими. Здесь никуда ходить не надо, это мировая практика, не нужно бояться этого делать. Должны развиваться в первую очередь патриотические проекты, а не проекты авангардные или футуристические, которые, собственно говоря, являются артхаусом, очень узким видом творчества. Мы за то, чтобы город разумно тратил деньги всех налогоплательщиков в пользу широких масс населения.


Новости Москвы: Вадим Кумин призвал мэрию дать муниципальным депутатам право вето в строительстве

Проблемы Москвы: Вадим Кумин призвал москвичей очистить город от «мафии»

Следите за специальной темой «Свободной Прессы» — Выборы мэра Москвы

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня