Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
15 ноября 2018 15:18

«Гончаров -100»: Талант, проверенный временем

В Москве открыли мемориальную доску легендарному режиссеру и педагогу

977

В рамках мероприятий, посвященных празднованию 100 лет со дня рождения Андрея Александровича Гончарова, состоялось открытие мемориальной доски в память о легендарном режиссере и педагоге.

Теперь на доме 2/6 по улице Б. Бронная, где с 1970 по 2001 годы жил Андрей Гончаров, установлена памятная доска. На торжественном открытии собрался весь свет современного российского театра. Участниками церемонии открытия стали: Миндаугас Карбаускис, Сергей Женовач, Владимир Андреев, Евгений Каменькович, Светлана Немоляева, Леонид Хейфец, Юрий Иоффе, Анатолий Лобоцкий, Григорий Заславский и многие другие известные артисты и режиссеры, а также все, кому посчастливилось учиться или работать с этой легендарной личностью.

Инициаторами создания мемориальной доски стали Московский академический театр имени Вл. Маяковского и Российский институт театрального искусства — ГИТИС, служению и преподаванию в которых Гончаров отдал большую часть жизни. А помощь в создании доски оказал Фонд поддержки и развития театрального образования.

Автор доски — скульптор Илья Феклин (выпускник Суриковского института, ученик знаменитого Александра Рукавишникова).

На мемориальной доске изображен наиболее характерный для режиссера момент жизни — репетиция в родном зале Театра Маяковского, художественным руководителем которого Гончаров был на протяжении более 30 лет (с 1967 по 2001 годы). Но как отметил соавтор и идеолог мемориальной доски сын режиссера Алексей Андреевич Гончаров, «на доске Андрей Александрович изображен в 70-е годы, когда многое еще впереди, спокойный, мудрый, умиротворенный».

Символично, что торжественное открытие состоялось в праздничную для Маяковки неделю — в конце октября Театр отметил свой 96-й год и мемориальная доска в память о легендарном художественном руководителе Маяковки — лучший подарок к этому событию.

Сложно переоценить тот вклад, который Гончаров внес в историю русского театра. Именно с именем этого выдающегося режиссера связан и расцвет Московского академического театра им. Вл. Маяковского, а также становление режиссерского факультета ГИТИСа, воспитание целой плеяды актеров и режиссеров, составивших свет российского театра.

«Я уже стал взрослым, а он меня ругал как первокурсника. Когда мне исполнилось 60 лет, он сказал: „Ну вот, Володя, мы с вами и сравнялись“. Это удивительный человек — неистовый и любимый, суровый и разный. Удивительного таланта человек — не простой, но красивой души», — сказал заведующий кафедрой мастерства актера ГИТИС, президент Театра им. М.Н. Ермоловой, народный артист СССР Владимир Андреев.

«Все знают, какой был Андрей Александрович сложный и непростой. О нем ходят легенды и рассказывают всякие смешные, страшные и трагические истории, которые были в судьбе актеров. Но сегодня было бы уместнее спеть ему дифирамбы. Это был гений русской сцены, русской режиссуры. Это потрясающего таланта человек и я могу только поблагодарить судьбу и бога за то, что моя жизнь была связана с ним, и я сыграла с ним столько ролей. Если Николай Охлопков, который принял в театр наше поколение, был крестным отцом, то Гончаров был, конечно, отцом актерским. Он создал целый актерский коллектив», — поделилась народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.

«У него было удивительное качество — все время помогать людям», — добавил заведующий кафедрой режиссуры драмы ГИТИСа, художественный руководитель МХТ имени А.П.Чехова Сергей Женовач. «Мне посчастливилось — он меня называл „внучком“. То есть Петр Наумович Фоменко — это прямой ученик и был как сын, а я — внучок. Потом пошли и правнуки, а сейчас уже и праправнуки. Третий этаж ГИТИСа — режиссерский факультет — Гончаров его сформировал, он его сделал. Мы будем его любить, помнить и стараться соответствовать ему».

«У Гончарова был замечательный талант собирать разных людей — совершенно не похожих на него. В этом смысле сегодня режиссерский факультет и актерский факультет ГИТИСа этой замечательной традиции следуют», — подчеркнул ректор ГИТИСа Григорий Заславский. В ГИТИСе Андрей Гончаров преподавал с 1945 года и до последних дней жизни, считая его своим родным домом.

Продолжая тему студенчества, Евгений Каменькович, художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко», отметил и то, что нынешний художественный руководитель Театра Маяковского Миндаугас Карбаускис имеет прямое отношение к школе Гончарова (ученик Петра Фоменко, выпускника Мастерской Гончарова). «С приходом Миндаугаса Театр Маяковского обрел второе дыхание. И я очень рад, что сейчас в Маяковке, как в старые добрые времена, появились еще и студенты, ученики Мастерской теперь уже Карбаускиса. Ведь очень важно для рабочего процесса ощущать, что новое поколение актеров дышит в спину», подытожил Евгений Каменькович.

А Директор Театра Маяковского поблагодарил ГИТИС, Фонд поддержки и развития театрального образования и, конечно, всех маяковцев, так как мемориальная доска была изготовлена в том числе и на средства от сыгранных спектаклей Театра Маяковского.

Краткая справка

Андрей Гончаров был мастером невероятного масштаба. Долгие годы, возглавляя кафедру режиссуры в ГИТИСе, привлек туда все лучшие силы, потому что был убежден: научить профессии могут только те, кто сами в ней значат много. За 40 лет преподавательской деятельности в ГИТИСе он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе… Андрей Гончаров воспитал рекордное количество учеников, которые впоследствии сами стали звездами не только российской, но и мировой сцены. Среди выпускников Андрея Гончарова такие мэтры режиссуры как Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Сергей Голомазов, Евгений Каменькович.

Среди выпускников-артистов Игорь Костолевский (выпуск 1973 года), Сергей Рубеко (1977), Татьяна Орлова (1977), Любовь Руденко (1981), Анатолий Лобоцкий (1985), Ольга Прокофьева (1985), Анна Ардова (1994) и многие другие.

Андрей Гончаров возглавлял Театр Маяковского с 1967 по 2001 год — эти 34 года можно назвать целой эпохой не только в судьбе Маяковки, но в истории русского театра второй половины ХХ века. «Трамвай «Желание» Т.Уильямса, «Человек из Ламанчи» Д.Вассермана, «Бег» М.Булгакова, «Закат» И.Бабеля, «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова, «Банкрот» и «Жертва века» А.Н.Островского — без этих спектаклей невозможно представить себе театральную жизнь Москвы нескольких десятилетий.

Вот, как характеризует своего мастера народный артист России Игорь Матвеевич Костолевский в интервью журналу «Театрал»:

«Если он видел, что ты настоящий, живой, то забывал обо всем и смеялся, как ребенок. Он кричал не потому, что хотел оскорбить-обидеть — он тем самым себя заводил. Кроме того, как одареннейший человек, Гончаров понимал, куда ведет и чего хочет. Он существовал на таком градусе, что хотел, чтобы ты тоже поднялся на этот градус. Он был действительно рыцарем театра, кроме театра, ничего другого у него не было, он этим жил…»

В начале 2018 года Театр Маяковского совместно с Российским институтом театрального искусства ГИТИС и Театром на Малой Бронной отметили 100 лет со дня рождения Андрея Гончарова, устроив однодневный фестиваль «Гончаров-100». 15 января в самых разных пространствах Театра Маяковского, ГИТИСа и Театра на Малой Бронной одновременно проходили встречи, кинопоказы и концерты с участием тех, кто учился и был тесно связан с творчеством легендарного режиссера, педагога, личности.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня