Культура / Кино и театр

Огромный Юрский

Захар Прилепин: «Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет»

6811
На фото: актер, режиссер, сценарист, писатель Сергей Юрский
На фото: актер, режиссер, сценарист, писатель Сергей Юрский (Фото: Сергей Карпов/ТАСС)

Мы виделись с ним один раз.

Я сказал, что очень его люблю. Он лучезарно улыбался.

Он читал и хвалил мои книжки. Я был ужасно горд этим обстоятельством.

Юрский — едва ли не единственный случай, когда мне вообще всё равно, что он там говорил про новый сталинизм и прочую эту тоску зелёную.

Буквально позавчера в деревне вдруг выбрал из огромной своей видеотеки фильм «Время, вперёд!» 1965 года. По роману Катаева.

С Юрским в главной роли. Смотрел и думал: Боже ты мой, до чего безупречный актёрский рисунок, какая блистательная проработка всей роли, каждого жеста. По сути, он, его роль — позвоночник всей картины.

Вот эта его роль — сталинского выдвиженца и управленца эпохи индустриализации — она останется. А все его подписи на мятых скучных письмах — его личное дело.

Читайте также
Подрыв России Подрыв России Сергей Шаргунов об Ирине Воронцовой, которая ждёт выдворения на расправу

В моём понимании, Юрский — кажется, последний из списка титанов: когда великий артист — помимо того, что артист — ещё и носитель великого артистического интеллекта. Когда он не глина для режиссёра, а сам по себе — демиург. Интеллектуал в области культуры: которая сама по себе есть форма жизни народа.

Нравственный камертон — не в политических убеждениях, а в умении себя без суеты нести.

Ещё Смоктуновский и Кайдановский в этом смысле вспоминаются, конечно, сразу же.

Отчасти — может быть, не за счёт как раз интеллектуальной подоплёки, но за счёт мощнейшей ауры — Янковский.

Я никого не хочу обидеть, но больше фигур такого плана у нас нет. Есть другие, но таких нет.

Это фигуры Возрождения, фигуры Золотого века, Серебряного века. У них посадка головы была другая.

То, что Юрский был дворянского рода — это чувствовалось, конечно.

Но, при этом: диапазон ролей у него, конечно, просто невозможный. Вот от этого еврейского советского супер-производственника в картине «Время, вперёд!» до натурального средоточия смехового русского характера — дяди Мити в фильме «Любовь и голуби».

Это же просто невозможно! Вот что русский дворянин мог себе позволить сыграть.

Великая его роль — безусловно: отец Базарова в фильме «Отцы и дети» Смирновой.

Жаль, что кроме фильма «Чернов / Сhernov» он ничего не сделал как режиссёр. Я видел этот фильм один раз, осталось ощущение какого-то ненарочитого, глубочайшего профессионализма. Но это был 1990-й год. Дальше уже для умного кино пространства не оставалось.

Спасибо, что он стал куда меньше сниматься с тех пор. Спасибо за безупречность.

Да, ещё вспомнил. Дуня Смирнова рассказывала: когда завершились съёмки «Отцов и детей», молодые артисты, сыгравшие Базарова и Кирсанова что-то там начали праздновать и веселиться, она увидела и как зашумела на них: идите к Юрскому, дураки — поговорите с ним. Если вы сейчас с ним не поговорите — у вас не будет шансов услышать ничего подобного, увидеть такого человека, провести с ним хоть час.

Не знаю, поняли они или нет, о чём говорила Смирнова.

Я понимаю это очень остро и болезненно.


Новости кино: Названы лучшие фильмы про Сталинградскую битву

Кино и театр: «Т-34»: Бегство из плена и из реальности

Новости СМИ2
Новости СМИ.ФМ
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Вячеслав Тетёкин

Политик, общественный деятель, КПРФ

Станислав Бышок

Политический аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня