Культура / Кино и театр
19 октября 2020 15:30

«Некурортный роман» и семь счастливых семей

МХАТ им. Горького о русском пути и русских женщинах

2738
"Некурортный роман" и семь счастливых семей
Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. М. Горького

Спектакль-вербатим на большой сцене МХАТ им. М. Горького, безусловно, — событие, хоть и предсказуемое, учитывая, что режиссер и худрук театра Эдуард Бояков в свое время стоял у истоков жанра в России, много вербатимов сделал в полуподвальной своей «Практике» и даже придумал вместе с Михаилом Угаровым и Еленой Греминой видовое русское название — Театр. Doc. На русской почве вербатим пережил кризис возраста — политиканство, чернуху и, наконец, обретает мудрость и традицию на сцене нацтеатра. «Я поняла: то, что сейчас называется вербатимом, у Станиславского называлось «Наблюдение», «Работа над образом», — делится актриса Лидия Кузнецова, одна из «Семи счастливых жен» (так первоначально назывался спектакль). Что ж, вспомним экспедиции отцов-основателей театра на Хитровку, в деревенскую глубинку. Нынче — Сочи, где на фестивале Юрия Башмета спектакль был впервые показан сочинской публике. И успешно.

Откровенный диалог семи женщин разного возраста и племени, местных и понаехавших, поданный в формате непринужденной болтовни во время кулинарного шоу, с живой музыкой и песнями вызывает в памяти известный фильм Франсуа Озона. Правда, 8 француженок - благополучные стервы, доводящие до самоубийства своего благодетеля. А русские — горемычные дуры, и сердечные бабы, готовые бежать сломя голову в поисках скачущих коней и горящих изб. В обоих случаях мужчина скрыт, если не считать ведущего шоу, и прочей реалити-команды, создающих эффект «предлагаемых обстоятельств». Из которых женская семерка дружно выпадают во «вневременье», (меткое замечание режиссера Сергея Глазкова). Техническая заминка — слово за слово и начинает звучать «симфония» из историй разной длины. Самая длинная — у разменявшей трех мужей старушки Евы. Самая короткая — у девчонки Маши. Бедная Ева пережила столько, что ее подробного, ничего не упускающего монолога, кажется, хватит на партию старухи Анны из Распутинского «Последнего срока». Она уверена: все, что пережито — данное Богом испытание за кусочек счастья на склоне лет. Напротив, Маша — без пяти минут невеста. На ее веку лишь цепочка голосовых сообщений от Него. Вопрос — стоит ли вообще вступать в эту зыбь под хэштегом «любовь», решается у нас на глазах, правда, одного мужского голоса (Николай Коротаев) хватает, чтобы взбаламутить всю прекрасную половину зала.

 предоставлено пресс-службой МХАТ им. М. Горького
Фото: предоставлено пресс-службой МХАТ им. М. Горького

О том, что непридуманные истории круче самых фантастических сюжетов, говорят все, кто когда-либо имел отношение к вербатиму. Но для сочинских историй это — ничего не сказать. Эти истории не только закрутили вокруг себя команду из 6 драматургов, 2 режиссеров и 7 актрис и мгновенно связались в спектакль, но и обнаружили — пусть и не без профессиональной помощи драматургов — Елены Исаевой, Владимира Забалуева, Дениса Ретрова — серию мифологических аномалий. Ну, разве бывает в жизни так, что ты вынимаешь из петли бедолагу мужа, чтобы потом угодить в разделочный цех на мясокомбинат? Или беспечно радуешься новеньким банковским пачкам, чтобы потом остаться наедине с разбитым наркотой и «паркинсоном» существом? Нужно ли специально сделаться понтовой львицей на лабутенах, чтобы оказаться «в пролете» с ногами «пополам»? Умилиться всученному потеряшкой-отцом чебурашке — чтобы чебурахаться до конца жизни с человеком-зверем? Родиться в войну, чтобы всю жизнь бегать от мужниной рукопашной?

На большом экране — нарочито-провинциальные портреты-граффити героинь выглядят татуировками судьбы. Песни-шлягеры, дымящиеся плиты балансируют на грани попсы и ритуала. Технические неполадки и провокационные смски одинаково побуждают Анну Галинову, Ларису Некипелову, Елизавету Захуренко, Алику Смехову, Алису Гребенщикову и Лидию Кузнецову говорить и выговариваться до пригорания блюд. «В вербатиме, — говорит драматург Анна Гейжан, — ты не формулируешь простых вопросов, а очень мягко, аккуратно направляешь героиню в ее монологе». Каждая история и действо в целом медленно и верно разворачивается в сторону счастливого финала. И сам вербатим выходит из несчастья как «ложной зоны комфорта» (слова драматурга Ивана Шипнигова). И город Сочи-темные ночи, становится точкой переформатирования, «городом-вдохом».

Читайте также
Феномен "Внутри Лапенко": Новое русское искусство про добро и любовь Феномен «Внутри Лапенко»: Новое русское искусство про добро и любовь Александр Пелевин о проекте «Внутри Лапенко» и о «палимпсесте из обгоревших или истлевших смыслов»

«Апология семьи, утверждение идеи божественности семьи особенно важны на фоне гендерного размывания, происходящего в современном мире. Современная семья сталкивается с диким количеством вызовов, и то, что в российском мегаполисе мы нашли семь счастливых семей, для нас очень значимо», — комментирует ситуацию режиссер и худрук Эдуард Бояков.

Действительно, выход вербатима на большую сцену в нарочито яркой, попсовой упаковке - знак универсальности ситуации. Музыкальные маркеры - песня фольклорная и авторская (специально написанная для самой молодой героини Кузьмой Бодровым), «Бесамемучо» и хит группы «Виа Гра». И на этой площадке неизбежно столкновение «Некурортного романа» с феноменом новой драмы на массовой сцене — песнями Шнура. Разница — не только в «чакрах»: «Простая жизни суть» и знаменитое «На лабутенах» активизирует нижние, витальные «Некурортный роман» — верхние, сердечные. Очевидно, что русская женщина без семьи — никуда. Русский путь — никуда без мечты, и русский сарказм неизбежно сменится русским сантиментом. Однако до уровня Шнура придется подрасти.

А пока в арсенале МХАТ им. Горького растет количество спектаклей о семейных отношениях — горькие «36 часов из жизни одинокого мужчины», безумная «Парикмахерша», нервные «Сцены из супружеской жизни», а теперь еще вот — трогательный «Некурортный роман».

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Александр Сегал

Политконсультант, кандидат философских наук

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня