Культура / Культура
7 ноября 2020 15:14

Похождения злобного кинокритика. МКФ «Послание к человеку"-2020. День первый

Военкор и кинокритик Дмитрий Иванов о международном кинофестивале

52756
Похождения злобного кинокритика. МКФ «Послание к человеку»–2020. День первый
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Водка гораздо проще многих видов алкоголя. Водка примитивней, дешевле, популярнее. Доступнее, в конце концов. Она бьёт по мозгам, ты моментом входишь в раж, поёшь, пляшешь, веселишься. Но от водки тупеешь, и после её долгого употребления трудно понять вкус изысканного вина, например.

Первый день по ссылке.

О чём это я? О разнице артхауса и блокбастеров. Артхаус, подобно элитному вину, гораздо сложнее поп-фильмов, к нему нужно привыкать, чтобы понять его вкус, он не так топорно бьёт по мозгам. Поэтому в кинотеатрах артхаусные картины увидишь нечасто или не увидишь вообще.

Одним из мест, где можно в изобилии посмотреть артхаусные (заумные — настойчиво поправляет меня мой Т9) фильмы, являются кинофестивали. Пока ещё там живёт (теплится!) действительно настоящее, авторское кино, а не компьютерный, бьющий по мозгам суррогат, который распространяется по киносетям. На одном из таких фестивалей я, один из самых злобных кинокритиков, и присутствую. Это международный кинофестиваль «Послание к человеку», проходящий в это время в Санкт-Петербурге.

Читайте также
Прилепин, Охлобыстин и Меньшов против дебилизации школьников на ЕГЭ Прилепин, Охлобыстин и Меньшов против дебилизации школьников на ЕГЭ Старшеклассников призывают не ходить на занятия 2 декабря в знак протеста

Правда, так получилось, что в первый день я человека чуть и не послал. В зале кинотеатра «Аврора», где должен был состояться показ фильма-открытия, разговоры велись больше о ковиде, чем о кино. Среди киноэстетов попадаются довольно экзальтированные натуры, и одна нервная женщина, сидящая в метрах трёх сзади (!) меня, сделала замечание, когда увидела, что моя маска приспущена. Выполнять бессмысленные указания посторонних мне людей не в моих правилах, сообщил ей я. Но, вместе с тем, пообещал не дышать и даже не смотреть в её сторону, тем более экран находился в совершенно противоположном направлении. К сожалению, (а может, и к счастью) моё обещание её не удовлетворило. Не дождавшись начала сеанса, женщина поднялась и вышла из зала. А я остался. На какие только жертвы не пойдёшь ради искусства! В тесноте, да не в ковиде! Поехали! Мотор!

*

Открывал фестиваль фильм «Земля кочевников» — картина, получившая золотого крылатого льва на фестивале в Венеции. Главную роль в ней исполнила Фрэнсис Макдорманд — та самая жена одного из Коэнов, актриса в «Фарго» и «Три билборда на границе…». Но, с другой стороны, фильм понравился не в меру упитанному и не в меру известному кинокритику Антону Долину, о чём упомянул ведущий. Это плохой знак. Долин — это фейк, симулякр, он ни черта в кино не разбирается.

Картина повествовала о жизни одной американской женщины в годах. Она потеряла мужа, дом, работу, и теперь ездит она, как одинокий бременский музыкант, по американскому свету. Работает где и кем попало, ночует в машине. Она не одинока — дружит с одной старушкой, с которой она сталкивается на разных сезонных работах. Та тоже живёт в трейлере, колесит по Америке. И многие, оказывается, в обетованной земле США живут на колёсах. Кочевники иногда собираются вместе, проводят на открытом воздухе целые конференции неудачников.

В фильме очень, очень много добрых людей — большое количество добрых людей мне невыносимо. Я немного подремал, ожидая прихода людей злых — они более интересны. Но не дождался.

Фильмы о слабых мира сего, за всё хорошее против всего плохого — к сожалению, это стало уже не трендом, а болезнью кинофестивалей. Ведь это беспроигрышный вариант — создана такая конъюнктура, что тряся чужими лохмотьями и чумазыми детьми желательно другой национальности, ты со стопроцентной гарантией отхватываешь приз. Умиляются таким фильмам люди вполне и более чем состоятельные. Этим лицемерам приятно выдавить из себя слезу жалости, увидев на экране тех, которые живут гораздо хуже.

Я ничего не имею против обиженных, униженных и оскорблённых. Более того, я за них. Но я против штампов. А эти фильмы про «бедных лиз», все эти разговоры в пользу бедных мне скучны. Фильм я не досмотрел. Ушёл пораньше. В коридоре обогнал хромую девушку с палочкой.

*

На другом просмотре о ковиде мне напомнил мой сосед — какой-то длинно- и седовласый профессионал из мира кино. Он беспардонно что-то капал в закупоренный нос, а я бесстрашно сидел через сиденье от него. Фильм назывался «Психомагия…» чего-то там. Я бы, соблюдая оригинальное произношение, назвал бы фильм «Психомахия». Потому что психов и махания там полно.

Снял фильм Алехандро Ходоровски. Как подсказывает Википедия, он и актёр, и режиссёр, и композитор, и мим, и писатель, и автор комиксов. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Психотерапевт, к тому же — о, это удивительный прохвост!

Если классические психотерапевтические школы запрещают физический контакт пациента с врачом, то целитель Ходоровски, наоборот, его активно проповедует, причём в извращённых формах. Содом и Гоморра! Пришла девушка, боится забеременеть, травма детства, всё такое — он укладывает её, вместе со своей голой ассистенткой разрезает на ней одежды, рвёт трусы и лифчик и бесстыдно трогает, мнёт её, целует и кормит молоком с бутылочки. Извращенец.

У вас проблемы в браке? Семь бед — один ответ! Раздевайтесь! Доктор Ходоровски со своей сожительницей (или кто она ему — следствие разберётся), эти две старых обезьяны, лапают девушек, мальчиков, мужчин и женщин — срам-то какой, постыдились бы!

Я сам в Коми АССР родился, в обычной советской семье, и мне такие врачебные практики непонятны, неприемлемы и возмутительны. К себе я могу позволить прикоснуться только своему личному мануальщику (г. Химки, ул. Энгельса, дом 20, доктор Александр Николаевич). А такого «врача» я и ударить могу.

Насилие отца — Ходоровски бьёт молотком тарелки на груди пациента. От стремления к самоубийству он «избавляет», закапывая больного в землю. Заика? Лечим! В капелле, в святом месте, мошенник хватает заику за яйца. Причём реально, не в метафорическом плане. Комплексующим геям он советует раздеться средь честного народа на площади и сжечь шкаф. Горит шкаф, геи радуются!

88-летняя женщина, человеческий огарок, страдает тяжёлой депрессией. Недовольна она прожитой жизнью. Вместо того чтобы прописать ей тазепам, например, шарлатан советует ей ежедневно поливать дерево в парке. И много, много таких историй — историй людей, попавших в лапы целителя-психомаха.

Читайте также
Максим Шевченко: «Консенсус между ельцинской и путинской элитой будет разрушен американскими выборами» Максим Шевченко: «Консенсус между ельцинской и путинской элитой будет разрушен американскими выборами» О выборах в США, Навальном, протестах в Хабаровске, расколе элит и терактах в Европе

Удивляешься, что ещё выдумает этот айболит? Фантазия безгранична! Рак лечите? А почему бы нет?! Да! Ходоровски собирает залы — Кашпировский с Чумаком обзавидовались бы.

Вот она, сила кино — моему возмущению нет предела. Встретите такого психомаха — плюньте в лицо шарлатану.

*

Третий фильм, который мне удалось посмотреть, был документальным. Это картина «Пещера» сирийского режиссёра Ферраса Файда о недавних событиях гражданской войны в Сирии. Место действия — госпиталь в городе Гута, пригород Алеппо. Пять лет этот город находился в осаде. На экране на фоне кубиков жилых домов замелькали острыми кинжалами арабские буквы. Слышен гул самолёта, и вот он сбрасывает страшные семена — видно падающие на город ракеты. Раздаются взрывы и вздымаются вверх чёрные клубы дыма.

Верхние этажи больницы разрушены. Пациенты с врачами занимают подвалы. Операции проводят в кафельном помещении, а в качестве анестезии часто используется классическая музыка, играющая на мобильном телефоне. Весь в город в развалинах, дети в пыли и крови — впечатляющие своим ужасом картины войны.

Назвать фильм документальным было бы не совсем точным. Главные герои невольно (а, может быть, и специально — слишком много личных сцен «попало» в объектив) подыгрывают камере. С помощью монтажа, как визуального, так и звукового, режиссёр умело и профессионально расставляет нужные ему акценты. Его позиция предвзята — сирийское правительство бомбит свой народ, используя все виды оружия, в том числе и химическое.

Читайте также
Нина Останина: Джо Байден учился фальсификации выборов у России Нина Останина: Джо Байден учился фальсификации выборов у России Коммунистка рассказала о встрече с кандидатом в президенты США после выборов 2007 года

Главная героиня — доктор, молодая сирийская женщина прогрессивных взглядов — она не может не вызвать расположения у западного зрителя. В угоду политической западной конъюнктуре в кадр не попадает ни один военный, ни один человек с оружием — хотя их присутствие за кадром однозначно.

Я тоже предвзят, я на другой стороне, на которой Россия — одна из самых демократичных стран в мире, раз уж здесь можно увидеть такие картины. Но сам я только месяц назад вернулся из командировки в Нагорный Карабах, и безусловно, у меня вызывает сочувствие любое мирное население, оказавшиеся в таких страшных обстоятельствах. Ведь это военные и политики развязывают войны, а вкушают плоды их деятельности обычные, простые люди. Пожарные тушат пожары, спасатели разгребают завалы, врачи штопают раненых.

В Степанакерте, кстати, тоже недавно больницу разбомбили и рынок. Весь город разносит азербайджанская артиллерия, и что-то я не видел в нём гуманитарных западных организаций. А сейчас против населения Арцаха в ход пошло всё: и ракеты «Смерч» и «Град», и кассетные заряды, и жидкий фосфор. Можно вспомнить и события в Донецке и Луганске, однако на международных фестивалях берут призы фильмы типа «Донбасс» Лозницы — грубая, лживая пошлятина о тех событиях.

Я не буду делать однозначных выводов об этом фильме. Эта картина — либо большая ложь, либо большая правда, одно из двух. Другого не дано.

Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог, директор Института политических исследований

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Комментарии
В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня