Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Культура
14 ноября 2020 18:30

Похождения злобного кинокритика. МКФ «Послание к человеку» — 2020. День пятый и последний

Пятым и шестым днём кинофестиваля «Послание к человеку» наш самый злобный кинокритик завершает свой кинодневник

3253

Короткометражное кино — жанр, который не так популярен и распространён в киноиндустрии, как мог бы. Фактически, короткометражное кино живёт только в фестивальной среде. Хотя, короткометражки вполне могли быть популярны на платформах типа YouTube, которые кишат любительскими видео. Жизнь становится быстрее, поэтому и распространены короткие форматы. В информационном поле, например, активно занимает позиции сеть telegram, которая предоставляет новости в режиме реального времени, новости «здесь и сейчас».

В литературе короткому кинометру аналогичен жанр рассказа. В этом жанре всем прочим я отдаю предпочтение представителям американской литературы: Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Скотт Фицджеральд — они хорошо чувствовали темп своего времени. Из романтиков — Эдгар По, из французов — Мопассан, Экзюпери, Мериме, Моруа (почитайте у последнего «Муравьи» или «Церковь» — рассказы на несколько абзацев!). Из русской классики отличными рассказчиками были Чехов, Толстой, Тургенев. Бунин — последний классик из девятнадцатого, золотого века русской литературы, смог подстроится под скорости нового времени и в веке двадцатом писал превосходные короткие рассказы, за что и получил «нобеля». Некоторые из его рассказов не больше поста в Facebooke, они похожи на самурайский поединок — несколько движений и взмах меча — развязка.

Читайте также
Максим Шевченко: «Глуховский просто средний писатель, а не русофоб» Дмитрий Глуховский написал аполитичный текст для «Тотального диктанта» — его обвинили в русофобии

Поэтому на фестивале я и решил зайти на сеанс короткометражного кино (международный конкурс).

Итак, бельгийский «Ноябрь».

Вечер, осень, городская площадь. Парень с русой бородкой. Он явно потерян и дезориентирован. Не только в пространстве, но и в своей жизни. Пошли флэшбэки из его жизни: встречи с друзьями, девушками, родственниками. И всё не то ему, не находит парень смысла в жизни. Топиться пошёл. Подошёл к мосту, смотрит в тёмную муть воды.

Ноябрь, конечно, депрессивный месяц, но какие-то хилые европейцы нынче пошли. Честно говоря, поводов для самоубийства я не увидел, жизнь прекрасная и удивительная штука. Ставлю оценку «три», да и то только за художественное оформление.

Так что дальше? Дальше — литовцы. Отец с сыном, два литвина, приехали на дачу. Отец — животастый мерин, накопил добра за жизнь рабочую — дача у него, огородик, пухлая жена, автомобиль и наверняка ещё квартира в городе имеется.

А сын — передоросль тридцати двух лет. Ни семьи, ни детей, работает в Албании. Приехал инфантильный увалень в отпуск, арбузы жрать с шашлыками. А тут — дом горит в деревне. Вот событие! Пошли смотреть. Дом горит, приехали пожарные. Всё — конец.

Э-э… Недоумеваю. Либо я ничего не понимаю, либо у авторов что-то не так со смыслами. Заметил только несколько намёков на бездетность главного героя и всё. Садись, как говорится, «Два».

«Тёмный поток». Снова дача, только в лесу. Приехал француз с женщиной. Отперли закрытый дом и ставни, прям как Джон Леннон с Йокке Оно в клипе «Imagine». Опа! В стене — замазанная дырка. Вроде, как от выстрела. Выстрелы — это интересно. Потом мужик прибрался, сад прополол, вечером напился. Проснулся грустный и один. Оказалось, что женщину он свою image, вообразил. Убили её, что ли?

К вечеру мужик пошёл в лес.

Шумят деревья, он бормочет стихи про свою ненаглядную. Всё, конец — пошли титры.

Что-то не так с заграничным мужиками, сопли распускают. Деградация! Закат Европы. Мне было бы стыдно с этим опусом на конкурс выходить. «Кол»!

Может у женского пола дела в Европе лучше идут? Вот «Стефани» — двенадцатилетняя гимнастка, гибкий спортивный зверёк. Несмотря на травму ноги, эта девочка из Артвепрена, вертится на бревне на потеху взрослым. У Стефани строгая тренерша, она контролирует её питание, эмоции, личную жизнь. Она требует побед и медалей от маленькой бельгийки. И тренерша даёт обезболивающее, когда крошке с ножкой больно.

Фильм назидателен. Профессиональный спорт вреден! Спорт калечит детей! Остановите спорт! Оставьте детей в покое, в их детстве! Единственная достойная короткометражка, заслуженное «четыре». В зале впервые раздались аплодисменты.

Последняя картина «Невидимая река» из Вьетнама оказалась настолько невидима и мутна для моего сознания, что я воздержусь от оценки. Там что-то буддийское. Там монах ловил ночью рыбу без крючка и наживки.

Из Вьетнама я перешёл в соседние Филиппины. Документальный фильм с помпезным названием «Создательница королей» должен был идти уже полчаса, когда я переместился из большого зала Дома кино в не менее большой и комфортный зал кинотеатра Родина. Но мне повезло — во время просмотра возникли какие-то накладки со звуком, и когда я вошёл фильм запустили заново.

Имельда Маркос, в прошлом королева красоты и первая леди Филиппин, возвращается на родину. Раздаёт бедным детям деньги, возмущается нищетой. У самой шея и пальцы в драгоценностях и даёт она интервью в комнате, обставленном антиквариатом и произведениями искусства, на стенах висят картины знаменитых художников. Пикассо, Мане, Микеланджело. Есть портреты её и мужа, вместе и порознь, в полтуловища и в полный рост. Они висят у неё дома и в бывшем дворце в Филиппинах, который она посещает. Видимо, этот дворец у неё отобрали. Я не очень хорошо знаю политическую историю Филиппин, но когда видишь такие помпезные портреты, то понимаешь, что изображённая на них парочка вытворяла что-нибудь жуткое.

Читайте также
Идет «отстрел» опытных арбитров Судьи боятся потерять деньги и всячески снимают с себя ответственность

Жеманная старуха, распухшая старая корга ностальгирует. На экране проносится вся жизнь диктаторской парочки. Придя к власти, они купались в роскоши. Бывшая первая леди скупала целые небоскрёбы в США. Выселив с одного острова, несколько сотен бедных филлипинских семей, она себе на развлечение завезла целый африканский зоопарк. Жирафы, зебры — местные филлипинцы до сих пор ненавидят этих животных. Находясь в эмиграции, представители филлипинской оппозиции шлют с экрана гневные филиппики тиранам. Обвиняют чету в коррупции, в подтасовках на выборах, в убийствах инакомыслящих. Но Маркос прочно сидел на штыках долгое время, пока, наконец, «жёлтая революция» в 1986 году не смела режим. Диктатор бежал и умер вдали от родины. Но сын Маркоса вместе с матерью готовы взять реванш. После шести лет изгнания они вернулись на родину. И, вот, филиппинское чудо — они избираются в парламент!

!!!Тут найти фотографию Гаспара Ноэ из ваших источников

У французского режиссёра Гаспара Ноэ близкий друг сегодня умер. Поэтому он не смог пообщаться с нами. С нами, зрителями, собравшимися на российской премьере его нового фильма «Вечный свет».

Ценность творчества Гаспара Ноэ состоит в том, что оно способно удовлетворить вкусы не только утончённых критиков-интеллектуалов, но и собрать прокат, в чём я не преминул убедиться. Народу на модного режиссёра собралось много, пришлось пойти на хитрости, чтобы попасть в зал.

Гаспар Ноэ один из интересных современных авторов, он провоцирует и использует в своём творчестве авангардные приёмы. Например, его знаменитый фильм «Необратимость» состоит из эпизодов, хронологически идущих в обратном порядке. В «Вечном свете» кадр поделён на два окна, в которых идёт параллельное действие. В фильме снялись две французских знаменитости — актрисы Беатрис Даль и Шарлотта Генсбург. Если из сорокадевятилетней Генсбург с помощью, я подозреваю, и компьютерной графики, скинули двадцатку лет, то Беатрис страшна, как ведьма — именно о ведьмах в фильме и идёт речь.

Играют актрисы самих себя — персонажей зовут Беатрис и Шарлотта. Это фильм о фильме — это частый приём использовался знаменитым режиссёрами, такими как, например, Феллини («8 и ½ недель», «Интервью») и Трюффо («Американская ночь»). Но если эти мастера выражали таким образом свою любовь к кино, то Ноэ в своей картине выразил чуть ли не ненависть к современному массовому кинопроизводству и всему, что с ним связано. Гаспар Ноэ имеет на это право, раньше он снимал рекламные ролики.

Фильм искрит остроумием. В неузнаваемом виде фоном звучит сарабанда Генделя, которая использовалась Кубриком в «Барри Линдоне». Постоянно цитируются знаменитые режиссёры. Начинается картина с цитаты из Достоевского о счастье, которое испытывает эпилептик перед припадком. Фильм, кстати, эпилептикам смотреть запрещено — досмотрев его до конца вы поймёте почему.

Это фильм о съёмке модного фильма о ведьмах, и, в итоге, вся съёмочная площадка погружается в ад. Туда же, надеюсь, провалится и вся массовая поп-культура и вся современная фешен-индустрия.

Читайте также
В Киеве подыскивают нового президента? Что будет, если коронавирус выбьет кресло из-под Зеленского

День шестой, последний

Начался шестой день с фильма-закрытия МКФ «Послание к человеку». Народу — полный зал, рассаженный в шахматном, а, точнее, в шашечном порядке. Тут надо отдать должное организаторам фестиваля — правила безопасности соблюдались неукоснительно и ажиотаж вокруг некоторых премьер не служил причиной вакханалии. На фильм-закрытие мне удалось пробраться чудом.

Главный герой картины «Гунда» — форменная свинья! Огромная, ушастая, брюхатая. Свинья-красавица — на каком-нибудь конкурсе свинячей красоты она несомненно бы заняла первое место. Урчит живая глыба, вздыхает, рожает в хлеву. Гора рожает мышей. Выползают из её чрева слепые, все в слизи, свинцы, и тут же присасываются к её соскам. Свинтусы пищат, как детские игрушки. Гунда — свиноматка-героиня, тринадцать свинцов я насчитал. Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ныф-Ныф, Ноф-Ноф, ну, и так далее… Последний — Свин-чёрное ухо. У зрителей в зале — свинячья радость от умиления! Во даёт!

Жизнь свиньи-красавицы и её молочных поросят разбавлены другими сценами из мира домашних животных. Вот куры испуганно пучеглазятся. Вот коровы, расталкивая друг друга, табуном выбегают из ангара — так бежали мы, старшеклассники, на обед в школьную столовую.

Автор ищет параллели между миром животных и миром людей. Кстати, свинячья кровь по составу очень похожа на человеческую, а люди, в свою очередь, часто ведут себя в жизни, как форменные свиньи. Или даже хуже, чем они.

Картинка животной жизни чудесная, оптика превосходная. Но любоваться свиньями полтора часа как-то скучновато. Часа за глаза бы хватило. Для всякого фильма требуется конфликт, а он в подобном кино возможен только один — я не побоюсь тут стать очевидным спойлером — поросят выращивают, чтобы подать к столу. И вот, наконец, приезжает железный экскаватор и их забирает. Долго мамаша-свинья хрюкала в тоске, долго искала своих поросёношей. Не найдя, огорчённой она вернулась в свой хлев. Вот и сказочке конец, кто не слушал — холодец!

Программа фестиваля «Кино сверхреальности» является гарантией качества, здесь представлены мировые фестивальные хиты, которые удалось заполучить устроителям «Послания к человеку». Следующим моим фильмом из этого золотого списка стала картина «Начало» грузинского режиссёра Деа Кулумбегашвили.

С первых сцен сразу стало понятно, что картина ориентирована на западного прогрессивно-либерального потребителя. Это не то грузинское кино, к буйству красок и эмоций которого мы привыкли. В примитивных стереотипах грузины представляются пляшущими с кинжалами в зубах возле столов, которые ломятся от фруктов и шашлыков. Или грузинский генецвале — это тамада, говорящий длинный-предлинный тост перед тем, как выпить рожок вина за долгие лета всех собравшихся на праздник. А тут же нет — в картине холодные краски, много психологизма, статики. Динамики же маловато.

Читайте также
Почему хабаровчане не приняли назначенца Дегтярева Власти купируют народные протесты под предлогом борьбы с пандемией

Заявлена острая социальная тема — преследование секты иеговистов в Грузии — западному зрителю такое нравится. В России эта организация запрещена, а в Грузии агрессия на сектантов вполне объяснима — традиции на Кавказе очень сильны. Автор — иеговист? — возникает вопрос. Не знаю, но знаю точно, что живёт режиссёр не в Грузии. В Америке или во Франции — сведения из интернета разняться.

Многое объясняет то обстоятельство, что режиссёр — женщина. Соответственно, женщина и главный герой, и в фильме она становятся объектом насилия со стороны мужчин. Феминистская концепция искусно вплетена в ковёр картины так, что практически невидна. Но при этом от неё сильно фонит. Тема мужского насилия также педалируется на Западе, принимая порой параноидальные формы. (Причём страдает как раз кино — вот старика Вайнштейна засудили ни за что, сволочи. У нас, правда, дело Слуцкого не раскрутили — Слава России!)

Автор — этакий грузинский Звягинцев в юбке, которому, как и самому Звягинцеву, в таланте трудно отказать. В фильме проступают сильные мифологические узоры, оперативная работа изумительна, не даром этот фильм уже завоевал кучу наград. И, наверное, только отмена из-за ковида фестиваля в Каннах помешала этой картине получить в этом году золотую пальмовую ветвь.

Некоторую сумбурность концовки я бы тоже объяснил гендерной принадлежностью автора. Развязка несколько неожиданна — такими бывают и женские поступки. В связи со всем просмотренными, название фильма, если честно я не понял. Причём тут начало? Какое? Возможно, я что-то пропустил, а может и дебри женского сознания недоступны моей грубому мужскому восприятию.

Последние кино — «Соль слёз» — очень французский фильм от 72-летнего французского режиссёра Филиппа Гарреля. Хотя действие происходит в наши дни, фильм чёрно-белый, он стилизован под ретро.

О Пари, город любви! Правда, он «почернел» существенно. Пройдясь по Севастопольскому бульвару, уже редко встретишь белое лицо европейца. Что? Нет, я не расист, просто констатирую факт, в котором можно легко убедиться. Поэтому ничего удивительного нет, что встретились и влюбились друг в друга Люк и Джамиля. Молодому французу из провинции приглянулась алжирская девушка — любовь нечаянно нагрянула, когда он приехал в Париж и увидел её на автобусной остановке. (Автобусная остановка — это одно из популярных мест знакомств).

Читайте также
Пашинян на граблях Врацяна Премьер-министр Армении потерпел крах точно так же, как и его предшественник 100 лет назад

Девушка отвечает парню взаимностью — расцвела смуглая роза. И вот, они уже крепко обнимаются на втором свидании. А на третьем они уже на одном диване, но кучерявая смуглянка говорит целомудренное «нет», чем юношу разочаровывает. (Думаю, каждого мужчину в юности постигло подобное огорчение). Люк уезжает к себе домой, обещая помнить Джамилю всю жизнь. И дома он тут же сходится со своей бывшей одноклассницей Женевьевой и разбивает сердце Джамиле. Но и очаровательную Женевьеву он бросает, уехав учиться в Париж. Там он находит новую пассию, потом ещё одну, да ещё, ой-ля-ля, какую.

Такова селяви — милая житейская история про легкомысленную юность. Слёзы солёные, вода мокрая. А по молодости мы все совершаем глупости. Это прописные истины. Но я бы не искал в фильме наставлений. Эта картина — озорное хулиганство от старого режиссёра. В ней присутствует провокация французской «новой волны» 50−60-х годов прошлого века, в пене которой и появился сам автор.

Окатанный свежестью этой волны я вышел поздно вечером на лестницу кинотеатра «Родина». Фестиваль «Послание к человеку"-2020 завершился. Но не закончилось кино. До встречи. Всегда Ваш, Дмитрий Иванов.

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Константин Смирнов

Независимый экономический обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня