Культура / Кино и театр
11 января 12:43

Что исполнил Хабенский на контрабасе, прокляв инструмент

Трагедия маленького человека в исполнении большого артиста

2652
На фото: актёр театра и кино Константин Хабенский
На фото: актёр театра и кино Константин Хабенский (Фото: Екатерины Цветковой)

Недавно сходил на «Контрабас» с Хабенским в МХТ Чехова. Драматург Патрик Зюскинд (автор романа «Парфюмер»), режиссёр Глеб Черепанов (удостоенный премии Олега Табакова). Если не видели, советую посмотреть.

Несмотря на то, что постановке уже 6 лет, а везде свирепствует коронавирус, люди интерес к спектаклю не терют. Так бывает либо потому, что ходить больше не на что, либо спектакль действительно хорош. Здесь, конечно, я склоняюсь ко второму варианту. Привязанность зрителя к не самым популярным и многовековым вещам (что-то, что не Шекспир) — это самый честный показатель качества. Ну а еще там Хабенский играет сам, что тоже подкупает.

«Контрабас» — это моноспектакль. Почему-то на сайте театра есть призыв так не считать, но в эти исхищрения высокого искусства мы не верим: раз все два часа мучается только один Хабенский, значит моноспектакль. Я сказал. Пугаться этого не надо. Тот, кто смотрел «Коллектора» Алексея Красовского, знает, что на Хабенского можно с интересом смотреть даже тогда, когда он на экране (в этом случае на сцене) один.
Вообще, за всё время моих походов по театрам, я понял одну вещь: чем меньше людей на сцене, тем лучше. Когда число актеров приближается к числу зрителей в зале, это чаще всего какая-то скучная, пресная беготня, которую можно было бы и пропустить — большой потери не случилось бы.

Читайте также
Поднебесная готовится к Новому году: Миллиард китайцев отправится в путешествия Поднебесная готовится к Новому году: Миллиард китайцев отправится в путешествия Китай становится самым крупным рынком туризма на планете

В чём суть. Есть один музыкант, контрабасист. Живёт бедно, в убогой каморке, обклеенной матрасами для звукоизоляции, что делает её похожей на палату для душевнобольных, а еще на футляр контрабаса. Никому этот музыкант особо не нужен, как и, с обывательской точки зрения, его инструмент. Поначалу персонаж Хабенского защищает контрабас, называет его одним из лучших музыкальных инструментов, который почему-то не оценивают должным образом. Позже проклинает его, потому что тот забрал у него возможность адекватной жизни в обществе. В общем, сходит от него с ума. Также у него есть пассия — вокалистка, которая никогда внимания на контрабасиста, вечно сидящего на последних рядах, не обратит. Да и ухажеры поинтереснее есть, чего там. Очевидно, положение главного героя печально-безвыходное.

На фото: актёр театра и кино Константин Хабенский
На фото: актёр театра и кино Константин Хабенский (Фото: Екатерины Цветковой)

На этом, собственно всё. Трагедия маленького человека — любимая тема, как видим, не только в отечественной литературе. Каждый уважающий себя классик должен написать о том, как хреново таким типам живется. Но обычно это всегда лекальное жизнеописание подобного персонажа. Всё сводится к расхожим стандартам. Да, мы будем ему умиляться и сопереживать (как, скажем, пёсику), будем сравнивать его с собой, с ужасом обнаруживая сходства и с радостью различия, всё в духе подобных произведений. Даже авторская позиция по поводу таких персонажей может различаться! Но всегда это что-то однообразное.

Хотя, в принципе, справедливо, маленькие люди — герои не шибко разносторонние.
Но в оригинальной пьесе мы смотрим не просто на неказистого неудачника, мы можем видеть метафизический диалог драматурга и своего персонажа, который с трепетом переживает за отвергнутого обществом музыканта, видит в нём себя, пытается оберечь, как мать недоразвитого ребёнка. Но Черепанов, режиссёр, в постановке, я думаю, перемудрил. Он этого ребёнка украл, одел в клоунский наряд и поставил с ним антре на радость зрителя. Вышло безжалостно. Вот персонаж Хабенского чуть ли не рыдает, рассказывая о детстве, о всеобщем отторжении: «любой ребёнок имеет право на свободу!» Делает он это с ёршиком в руке, с которого стекает вода. Господи, за что? Да, это смешно, да, зал посмеется, режиссёрский посыл, безусловно, ясен. Мол, маленький человек убог и на самом деле его страдания смешны и не требуют особого сопереживания. Но Зюскинд же совсем не об этом!

Читайте также
Встретить Новый год и не заболеть: 13 советов медиков на зимние каникулы Встретить Новый год и не заболеть: 13 советов медиков на зимние каникулы Рекомендации специалистов помогут оставаться в форме даже при скоплении гостей

Чтоб понимать насколько расходятся версии драматурга и режиссера, приведу в пример финалы пьесы и постановки. Главный герой всеми силами хочет добиться внимания возлюбленной. Он то пытается играть безупречно, то назло не попадать в ноты — всем всё равно, настолько ничтожна его роль в оркестре. В итоге он решается на самый отчаянный поступок: выкрикнуть имя любимой во время концерта. То же самое и в постановке, но это решение предваряют безумные, маниакальные речи и действия главного героя. В оригинале это что-то милое и наивное, в постановке же от этого мурашки по коже. И даже когда от главного героя стынет воздух в зале, все равно режиссер сбавляет градус нелепыми моментами, все равно в зале проскакивают смешки. То есть даже в своем безумии и ненависти к этому миру, персонаж Хабенского попросту смешон! Но уже презрительно смешон. Теперь зрителю он отвратителен, потому что его натура — мелкая, завистливая, гнилая видна всем. В конце его возлюбленная будет лежать в холодильнике (метафора, определенно), что подтверждает, что герой — маньяк и ублюдок.

Я думаю, тут та же ситуация, что и с «Шинелью» Гоголя. Когда Башмачкин беспомощен, ему можно сопереживать из-за его участи, но, когда он получает сверхъестественное всесилие, мы понимаем, что от этого персонажа нельзя ничего ждать кроме подлости, а относиться мы должны к нему лишь с презрением. Собственно, маленький человек хорош только в своей беспомощности, режиссер опять подтверждает, что нет ничего хорошего в никчемных и озлобленных людях. Но убеждаешься ты в этом лишь тогда, когда они обнажают клыки.

Сходить и разочароваться в типаже, на котором стоит вся мировая литература, стоит. Зрелище незабываемое, Хабенский неподражаем.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Василий Солодков

Директор банковского института ВШЭ

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня