Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
19 января 2009 17:15

«Портрет» с гобоем

Премьера прозы Гоголя на сцене РАМТа

37

В год двухсотлетия со дня рождения великого русского мистика Николая Васильевича Гоголя в театрах идут его пьесы. Но вообще-то Гоголя каждый театральный сезон без продыху ставят все большие и малые… И что необычного в том, что в РАМТе (Российском Молодёжном Академическом театре) режиссер Алексей Бородин тоже поставил Гоголя? Необычен выбор произведения. «Портрет» — повесть, а не пьеса.

Текст Гоголя почти не тронут. Никакой инсценировки, повесть звучит почти без купюр, вся как есть — вечная и навсегда актуальная. Перевела текст Гоголя на язык театра… музыка. Партнером артиста Евгения Редько стал гобой. Гобоист Алексей Уткин фактически сыграл роль старика-ростовщика. Ещё десять струнных — скрипки, альты, виолончель и контрабас — выразили борьбу тьмы и света.

Кто забыл, повесть Гоголя рассказывает историю нескольких художников, которых свел с ума портрет ростовщика с безумными глазами. Центральная тема произведения — борьба тьмы и света внутри художника. Подлинный свет — в искусстве, но в мире много искушений…

Сценография Станислава Бенедиктова великолепно лаконична. Ничего лишнего. Занавеса нет. Зеркало сцены обрамляет рама, точнее — её углы, которые кроят пространство на несколько плоскостей — картины. В глубине сцены — оркестр: каждый пюпитр и стул стилизован под картинную раму. На авансцене — кровать, она же дверь, она же станок художника. Ничего лишнего, все об одном — кто победит? Гобой за старика, Редько — за безумие художника. Чёрное пальто, демонический взгляд, магнетизм этого актера — дело известное (Белинский в спектакле «Берег Утопии»).

Кто победил? Музыка, и, значит, свет. Но мелодия гобоя тревожна, она обрывается на полуфразе.

Постановка необычна, выбор неслучаен, формат и жанр спектакля… Тут знак вопроса. Казалось бы — это моноспектакль Евгения Редько, но как же гобоист? Казалось бы, спектакль драматический, но как же музыка?


Алексей Бородин, режиссер спектакля

— Как показать художника на сцене? Картины повесить? В спектакле живописную часть выразила музыка. Мы не делали инсценировку, во главе всего у нас — потрясающий текст. В главных ролях — текст Гоголя и музыка Штрауса, Бриттена и Перселла. Я никогда прежде не работал с «чистой» прозой. Мне не хотелось переводить текст в обычную для театра иллюстративную форму, а музыка дает адекватную театру выразительность.

Три года назад моему старшему внуку задали в школе «Портрет». Чтобы начать читать, ему надо было сделать усилие, я помогал. Читали по две страницы по очереди. Это было что-то невероятное. То, что мы когда-то в детстве читали, только верхний слой произведения. Описанное Гоголем столкновение тьмы и света происходит в душе каждого человека. Это очень актуально теперь, когда вокруг столько искушений… Мы не замечаем, как это поглощает нас.


Из вип-персон был замечен только Игорь Костолевский, но все знают, как он «любит» журналистов… Зато шестнадцатилетняя Ирина с удовольствием поделилась с нами своей любовью к РАМТу и Евгению Редько:

— Я читала «Портрет» очень давно, ещё в детстве, была ночь, было страшно, но я не могла бросить книгу, утром дочитывать не хотелось, было бы уже не то… Дочитала и забыла про весь этот ужас. На днях перечитала, вспомнила… Как Редько размахивает плащом!.. Он великолепен, такой магнетизм, такая энергетика!.. Очень интересный спектакль и такая сценография необычная…

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Григор Шпицен

политолог (Германия)

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня