Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
28 декабря 2022 14:25

БЕСприданницу в Театре Моссовета накормили пельменями

Современный взгляд на классическое произведение А.Н. Островского «Бесприданница», о духовной гибели общества и губительной силе настоящей любви представил в своей новой премьере Театр имени Моссовета

1013
БЕСприданницу в Театре Моссовета накормили пельменями
Фото: Геворг Арутюнян, Елена Лапина / пресс-служба Театра им. Моссовета

Спектакль художественного руководителя театра Евгения Марчелли «БЕСприданница» приурочен к 200-летию со дня рождения драматурга, но уже в названии заглавные «БЕС» указывает на свою, авторскую версию толкования классического произведения, усиливая разрушительную силу происходящего.

В премьерной работе Моссовета события происходят не в городе на берегу Волги, а в безликом пространстве, где первая сцена происходит в обыкновенной столовой-забегаловке со своим нетривиальным антуражем — столами и стульями.

Безликость происходящего усиливает серый фон сцены, а обыденность — подача всем гостям заведения одного и того же блюда в виде пельменей.

По задумке Марчелли, текст классического произведения в спектакле не был изменен — это полная версия произведения Островского, но его героями становятся современные люди, похожие на тех, которые находятся в зрительном зале.

Так, Сергей Сергеевич Паратов — красивый, ухоженный и хорошо одетый бизнесмен, а жених-неудачник, завистливый и глупый человек, Юлий Карандышев — менеджер мелкого звена, мать главной героини Харита Игнатьевна — изворотливая и хитрая светская львица, женщина «высшего общества», не имеющая должного достатка и поэтому легко торгующая счастьем своей дочери, а Аркадий Счастливцев (Робинзон) — яркая марионетка, потерявшая свое достоинство и легко управляемая миром денег.

Геворг Арутюнян, Елена Лапина / пресс-служба Театра им. Моссовета
Фото: Геворг Арутюнян, Елена Лапина / пресс-служба Театра им. Моссовета

Режиссер отмечает, что спектакль создавался осознанно минималистичным, поэтому в нем нет «спасательного круга» — музыки, а за насыщенные визуальное решение отвечают сразу несколько художников: сценограф Игорь Капитанов, художник по костюмам Фагиля Сельская и художник по свету Андрей Абрамов.

Образ красивой Ларисы Огудаловой, прототипа современной «золотой молодежи», искренне любящей яркую и беззаботную жизнь и вместе с этим, как путь к ней — расчетливого и богатого Сергей Сергеевича подчеркивают ее костюмы.

Необычный головной убор в виде шлема с вуалью, украшенный цветами, указывает зрителю на ее молодость, но вместе с этим короткое платье и раскованные позы не создают образ романтической невесты, а наоборот, усиливают вызов обществу, фривольность ее позиции и отношению к жизни.

Лариса разгуливает по сцене в болотных резиновых сапогах и купальнике, что служат не только тайным знаком трясины жизни, в которую ее толкает судьба, но и эгоизмом, желанием эпатировать публику и приблизиться к роскоши и беззаботному существованию.

В одной из последних сцен спектакля актриса выходит босиком, что показывает и вторую сторону ее натуры — ранимость, некоторую беззащитность и определенную открытость к разговору, а ее красное платье открыто указывает на пламя неразделенной любви…

Одним из самых ярких моментов спектакля стал «побег от себя», когда Лариса Дмитриевна все же решается поехать кататься с господами и покорно проходит в окружении мужчин к концу сцены, затем поворачивается и бежит к своей маме, будто бы оправдывая свое поведение во имя любви.

Она понимает, что это начало конца, крушение ее мечты о прекрасном, за этим поступком пропасть.

«Любовь — это вообще смертельно опасная территория, на которую героиня Островского вступила совсем юной девушкой и потерпела крушение, ставшее для нее и крушением самой жизни», — такова позиция Евгения Марчелли.

Настоящей находкой для размышления зрителей стали диалоги, спрятанные за кулисы. Так проходит встреча Хариты Игнатьевны и Паратова, а также главная сцена его разговора с Ларисой.

Настоящей трагедией, показывающей невыносимость ситуации звучит крик в зрительный зал от Ларисы — «Я — вещь!».

В спектакле нет сцены, где по замыслу драматурга Лариса берёт гитару и исполняет откровенный, полный чистой любви романс «Не искушай меня без нужды», а вместо этого режиссер как-бы высмеивая современную Ларису, спрашивая ее — «Что будем петь?.. «Я словно бабочка к огню…»? На что в зале издается смех.

В финале Юлий Карандышев (Антон Аносов / Дмитрий Подадаев) — никчемный клерк стреляет куда-то в ноги современной Ларисе, но она не умирает, а садится за стол и жадно начинает есть пельмени…

Современная глупенькая, но любящая роскошь и богатство Лариса не вызывает у современников ни жалости, ни восхищения. Возможно, только сострадание.

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня