Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Культура / Великая Победа
23 февраля 09:01

«Белый Тигр»: Карен Шахназаров — зачем и как снимали фильм, и о том, что Россия и Запад обречены соперничать вечно

«У нас чуть группа не погибла, когда обвалилась изба. Сцены с танками вообще снимать опасно»

4100
«Белый Тигр»: Карен Шахназаров – зачем и как снимали фильм, и о том, что Россия и Запад обречены соперничать вечно
Фото: кадр фильма

Накануне славного праздника — Дня защитника отечества — на «Мосфильме» состоялся тематический показ фильма Карена Шахназарова «Белый тигр». Как ни странно, никто не акцентировал внимание на дате и, что еще более странно, народу набралось — полный зал на 520 мест.

Полный зал — это, конечно, прежде всего, заслуга организаторов, но и знаменитого режиссера знают, помнят и любят — если люди решили посмотреть его старый, вышедший в прокат 13 лет назад фильм. Ведь проще в Интернете посмотреть. Хотя выступление мэтра послушать не грех, он как правило говорит совсем не скучно.

И, выступая публично, ничего не скрывает. Вот и на этот раз он откровенно припомнил, что тогда, в 2012 году, в период оголтелой дружбы с Западом, какая-то часть публики этот его фильм буквально в штыки приняла. Особенно не понравилась последняя сцена, которая нарушила тогдашнее благодушие.

Это разговор Гитлера с неким молчаливым собеседником, в котором можно нафантазировать некоего Воланда. Но, по мнению режиссера, это хорошо, когда картина вызывает внутренний конфликт, Карен Георгиевич считает это признаком того, что каких-то своих целей она добивается.

Читайте также
США и НАТО в ярости: Остановить российские Су-57, летящие в Алжир, оказалось невозможно США и НАТО в ярости: Остановить российские Су-57, летящие в Алжир, оказалось невозможно Российский истребитель пятого поколения бьет конкурента на глобальном рынке и качеством, и ценой, и репутацией

Хотя режиссер честно признался, что не очень думает об абстрактных целях, снимая свое кино. Просто снимает. И он, кстати, поблагодарил, за то, что его пригласили на встречу, таким образом дав понять, что сам директор «Мосфильма» ее не организовывал, и даже не очень-то ожидал, поскольку о своих трех десятках кинокартин не вспоминает. Они уходят в народ и живут своей жизнью. Но если зрители задают вопросы, то приходится что-то припоминать. И первым был вопрос от «Свободной прессы:

«СП»: Почему белый «Тигр»? Почему не чёрный? Ведь все зловещее и мрачное у нас обычно чёрное?

— Нет, тут, в данном случае нет никакого моего замысла. Я же сделал все-таки эту картину по роману Ильи Бояшова. Он так и называется, по-моему, «Танкист и белый тигр». Ну, у него так назывался, вот я оставил название.

Ну, я думаю, что вообще-то белые танки были. Они и сейчас есть, поскольку зимой их перекрашивают. Но я никогда не слышал про существование чёрных танков. Поэтому, мне кажется, что изначально, наверное, и Илья так думал. Не знаю.

Я даже не спрашивал, имел он что-то в виду, в этом смысле или нет. Оставил авторское название, так что здесь не было с моей стороны какого-то желания удивить кого-то.

Илья умеет придумывать истории, у него есть и другие книги. Я даже хотел еще по ним снимать, ведь у него есть то, что нужно для кино. А нужна короткая, ясная история. И в этой книге все ясно: появился таинственный танк «Тигр». Никто не знает откуда, чего и как? Можно вокруг этого придумывать все, что угодно.

«СП»: Вопрос о съемочном процессе. Интересно, как вы снимали сцену со сгоревшей деревней? Много ли домов сожгли?

— «Сгоревшая деревня», была сразу построена такой, сгоревшей. Над картиной работал замечательный художник Сергей Федоров, это первая картина, где мы с ним сотрудничали. Потом мы вместе снимали еще картину «Хитровка». Он вообще один из лучших художников-постановщиков кино России. Действительно замечательный мастер.

И он придумал эту деревню. С этой декорацией была своя история. Вообще в этой картине, на самом деле, очень много импровизации. Много вещей, которые рождались прямо на съемке. И это, честно говоря, для меня странно, потому что это сложная военная картина: бои, танки, взрывы. Вообще-то всё должно быть заранее спланировано. Это не так просто, как когда двое-трое актёров разговаривают в комнате.

Но вот эта сцена была изначально совсем другая, и я практически поменял её. Я долго не мог нащупать и даже во время съемки фильма не понимал, где должна быть кульминационная схватка. И я поменял сцену буквально за день до съёмок. Группа меня, конечно, возненавидела, потому что они готовились совсем к другому.

То, как я эту сцену снимал, тоже интересно, это какой-то даже, я бы сказал, для меня мистический момент: пришел на площадку и просто снял первый кадр — танк въезжает в деревню. И дальше как-то стал снимать последовательно, кадр за кадром. То есть, я не знал, что буду снимать дальше. Снял один кадр и понял, как надо снимать следующий.

Но это ведь очень сложная сцена с точки зрения пиротехники. У нас чуть группа не погибла, когда обвалилась изба. Сцены с танками вообще снимать опасно. Но в результате все получилось…

А вообще, кроме одной как бы «мистической сцены», ничего другого мистического режиссер в голове не держал. Он хотел снять чисто реалистический фильм. Да, у него есть танкист Иван Найденов, эдакий скромный, но при этом как бы «герой с супер-способностями». Но именно, что «как бы». Да, по сюжету у него обгорело девяносто процентов тела, и он выжил.

На фото: зрители во время показа фильма Карена Шахназарова «Белый тигр»
На фото: зрители во время показа фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» (Фото: автора)

Но на войне бывает вообще много чего такого, что потом долго восхищает потомков. Взять хотя бы подвиг летчика Алексея Маресьева, который две недели полз по снегу к своим, дополз, пережил ампутацию ног и, вернувшись в военную авиацию, продолжил бить врага. Или другой летчик, Михаил Девятаев, вместе с товарищами захвативший немецкий самолет и перелетевший линию фронта. Так уж получилось, что автору этих строк даже довелось пересечься с ним по жизни, когда он работал капитаном судна на подводных крыльях, теплоходе «Метеор».

В те времена поздороваться с этим Героем Советского Союза труда не представляло и можно было даже пожать ему руку, чем и пользовался мой отец. Впрочем, другие пассажиры были больше озабочены посадкой и высадкой, а Михаил Петрович, выглядывая из застекленной кабины, следил за этим процессом.

Про героев летчиков мы знаем почему-то больше, чем про танкистов. А ведь среди них тоже насчитывается пять десятков Героев Советского Союза. Взять хотя бы Дмитрия Лавриненко, самого результативного советского танкового аса Великой Отечественной. В 1941 году он уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка. Всего участвовал в 28 танковых боях, трижды горел в танке. Лавриненко был убит осколком уже после боя под Волоколамском. А звание Героя ему присвоили посмертно только в 1990 году.

Или Семён Коновалов, который к лету 1943 года подбил 16 танков, два бронеавтомобиля и восемь автомашин с немцами. А потом еще один танк в Ростовской области. Но и КВ Коновалова тоже подбили. Танкисты и прибывшие ремонтники сняли с советской машины один из пулеметов и стали с ним пробираться к своим. На четвертые сутки наткнулись на танковую колонну противника и завладели вражеским танком. Как говаривал летчик с позывным «Маэстро» из фильма «В бой идут одни старики», другой киногерой в исполнении Леонида Быкова: «Махнул не глядя».

Читайте также
«Грандиозная сделка» Америки и Беларуси обернулась грандиозным пшиком «Грандиозная сделка» Америки и Беларуси обернулась грандиозным пшиком Как США пытаются переманить Лукашенко на свою сторону

Сейчас многие не перестают удивляться: как же так? В советское время наш непрекращающийся конфликт с Западом объясняли антагонизмом двух систем. Идеологией. Сейчас мы, вроде, все одинаковые. Неизвестно даже, у кого капитализм капиталистичней.

Но, по мнению Карена Шахназарова, противостояние никуда не денется. Так мир устроен. Понятно, мы надеемся, что бог даст, появится какой-то баланс сил. Приходят такие идеалистические мысли, но вся история показывает, что когда две большие силы, как Россия и Западная цивилизация, существуют рядом, они всегда будут воспринимать друг друга как соперники. Если одна сторона ослабляется, значит, другая будет пытаться каким-то образом использовать свое преимущество, что и произошло после 1991 года.

— Так что я не могу никого, обрадовать, — с горькой улыбкой подытожил кинорежиссер. — Но, мне кажется, что в какой-то степени, это «так и задумано самим Создателем». Это всех нас и заставляет жить в напряжении. Стимулируя развитие, что ли? Я так к этому отношусь.

Последние новости
Цитаты
Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня