Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
10 марта 2009 15:43

«Кино — это лекарство от жизни»

Мы попросили режиссёров, продюсеров, сценаристов, работающих в кино и на телевидении, людей разных поколений и различных взглядов на документалистику, ответить на три вопроса:

163

  1. Взялись бы Вы сейчас за документальное кино, рассчитанное на кинопрокат? Чем, по-Вашему, оно должно отличаться от телевизионных документальных фильмов и от фестивальной кинодокументалистики?
  2. Какую тему для документального фильма Вы считаете самой актуальной в российском обществе на данный момент?
  3. А какая тема сейчас интересна Вам?


Сценарист игрового и документального кино.

Автор сценариев документальных фильмов: «Макс Волошин. Голоса», «Андрей Белый. Охота на ангела, или четыре любви поэта и прорицателя», «Марина Цветаева. Страсти по Марине», цикла «Планета православия».

Лауреат премии «Лавр» и др., Заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа

Одельша Александрович Агишев [*]

1. Взяться — я бы взялся. Мало того, есть один проект, о котором я не хочу пока говорить, т.к. автор идеи и режиссёр просил меня не распространяться. Это связано со Второй мировой войной… Это, кстати, скорее телепроект, хотя мы мечтали о кинофильме. Но я всё-таки себя считаю кинематографистом. Кинопоказ для меня — это главное. Потому что смотреть какие угодно хорошие картины, прерываемые рекламой — это мучительно… Отличается, во-первых, глубиной. Телевидение — всё-таки сиюминутное средство массовой информации. Это острозлободневный инструмент. Фильм же настоящий документальный, как и игровой, призван обобщать, даже прорицать что-то, предсказывать.

2. Принято считать, что в дни кризиса надо от обратного идти. В дни великой депрессии в залах Америки шли мюзиклы и комедии. Даже от самоубийств кого-то там спасал кинематограф. «Кино — это лекарство от жизни». Мне кажется, что большинство людей сейчас хотело бы посмотреть фильм о любви. Только не об извращениях. А о чувствах. О любви, которая ведёт к каким-то самопожертвованиям, каким-то подвигам. О глубоком истинном чувстве.

3. Я бы, если бы осилил, я бы наоборот собирал материал об закономерностях возникновения этих проклятых кризисов. Почему в 29 м году, почему в 50х они были. Научно-популярное кино. Не сиюминутное, не сейчас его выпускать — пока надо собрать материал, погрузиться в экономику. Но документалисты этим и занимаются… Потому что как только он кончится, этот проклятый кризис — это будет востребовано. Что это было, чего оно стоило, как можно этого избежать. Повторю, сейчас это делать — только раздражать зрителя, усугублять тревогу и беспокойство. Но корни этой темы уже прорастают.



Режиссер документального и анимационного кино, сценарист.

Режиссёр документальных фильмов «Побег слонов из России», «Гармонист», «Мои вороны», «Острова. Варлам Шаламов» и др.

Лауреат фестивалей «Святая Анна», «Окно в Европу», приза Гильдии кинокритиков «Белый Слон» и др.

Светлана Быченко [*]

1. Безусловно, многие документалисты мечтают о том, что их кино шло в прокате. Для проката, конечно, важна тема. Скорее всего, она должна быть социальной или тема природы, как показывает небольшая проктика документального кинопроката. Хотя, если серьезно, то многие фильмы из тех, что прошли тихо и почти незамеченные публикой, могли быть на широких экранах, тем более в наше время — 70 процентов успеха это реклама.

2. Актуальна та тема, которая интересна на данный момент документалисту. Так как документальное кино — жанр особый, и в основе качества фильма лежит в первую очередь МОТИВАЦИЯ, почему режиссер берется за эту тему. Она должна быть для него важной и интересной. Только в этом случае оно получается, и этим оно отличается от телевизионного и игрового. Думаю, что в широком прокате с успехом может идти кино про табуретку, если режиссеру будет очень важна эта табуретка.

3. Мои интересы широки, но о своих «табуретках» лучше не говорить, а делать.



Режиссёр игрового и документального кино, актёр.

Режиссёр документальных фильмов «Андрей Макаревич. Правила движения», «Ядерная эпоха», «Пир коммунизма», «Свадьба без лимузина», цикла «Война космических амбиций» и др.

Лауреат фестивалей «Золотой витязь», «Open Cinema»

Владимир В. Виноградов [*]

1. Да, с огромным удовольствием. Отличаться должно бюджетом. Практика зарубежных картин показала: большие деньги — хорошее кино.

2. Абсурдность происходящего. Во всех областях — социальной, экономической, культурной и прочая.

3. Та, которую предложат к производству.



Режиссёр и продюсер документального кино.

Режиссёр документальных фильмов: «Лёха online», «Как спасти мир», «Фундаменталист», «Завещание. Александр Зиновьев» и др.

Создатель творческого объединения «Первое кино».

Лауреат «Кинотавра»

Евгений Григорьев [*]

1. Взялся бы с большим желанием и удовольствием! Театральный прокат создает отличные от телеприемника условиях восприятия, которые в свою очередь создают более широкие возможности и зрителям и авторам. Такое кино вполне может обойтись без пустой телевизионной сенсационности (никто кнопку не переключит) и вынуждено будет избавиться от фестивальной занудности (все-таки зрители должны посоветовать друг другу посмотреть фильм). К тому же, даже самый скромный бюджет на игровую картину это очень приличный бюджет для картины неигровой. А при этом шансы быть высокохудожественным произведением во втором случае гораздо выше.

2. Мне кажется, что сейчас важно, чтобы у граждан страны был ее современный и соразмерный ей, Родине, образ. А уже на какой теме, фактуре это делать — вопрос безусловно важный, но зависит от конкретного художника. Не надо путать кино с публицистикой, где тема имеет первостепенное значение. В кино первостепенное значение, на мой взгляд, имеет человек в кадре и за кадром и их взаимодействие.

3. Уже сценарий написал про 9 часовых поясов и с десяток разных исторических периодов, в которых мы одновременно живем.



Режиссёр документальных фильмов «Улыбка Княжинского», «Место», «Костя ЦЗЮ. Быть первым!», «Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй» и др.

Неоднократный лауреат ТЭФИ, национальной премии неигрового кино «Лавр» и др.

Главный режиссер дирекции научно-популярных программ 1го канала

Аркадий Коган [*]

1. Фильм, за который бы взялся для проката, отличался бы от ТВ-продукции длительностью погружения в тему, тщательностью, степенью приближения к герою. А от фестивальной продукции он должен отличаться сильной историей, касающейся каждого зрителя, относящейся не к частностям и не к желанию выразить себя или попасть в тренд, милый сердцу нескольких кинокритиков. Грубо говоря — Ромео и Джульетта, например, только сегодня, и не в Вероне, а в Москве, или Новосибирске.

2. Самой актуальной сегодня для России считаю тему совести.

3. Та, которой в данный момент занят: тема обычного человека, попавшего в невероятные обстоятельства. Как ему остаться человеком?!



Режиссёр документальных фильмов «На кромке бытия», «Этнография сновидений», «Во всём прошу винить Битлз», «Когда мы вернемся» и др.

Лауреат фестивалей «Святая Анна», «Окно в Европу», «Послание к человеку», «Cinema du reel» («Синема дю риель») (Франция) и др.

Дмитрий Завильгельский [*]

1. Да. Хоть завтра, хоть сегодня. Об этом мечтал ещё в начале своей киношной карьеры, а именно с 1996 года, когда поступил на Высшие курсы.

Отличаться должно двумя вещами: отсутствием занудности фестивального фильма с одной стороны, и телевизионщины (диктор не к месту, реконструкции и пр. «атрибуты» телевизионного продукта). Наличие: хорошей работы оператора, серьёзной темы и интересной драматургии.

2. и 3.

Эти два вопроса объединю в один ответ:

Вечные темы любви, добра, Бога… На данный момент меня лично интересуют вопросы, связанные с наукой. Но это не науч-поп и не псевдо-наука типа «плесени и живой воды», а серьёзные вещи, погружение и исследование которых гораздо круче дилетантских интерпретаций малообразованных людей. А если точнее, про людей, которые заняты изучением таких глобальных вопросов, как Вселенная, происхождение жизни и пр. (пример тому — мой новый короткометражный фильм «Наука и жизнь Александра Ермакова» [*]). Конечно, хотелось бы видеть в широком прокате документальные ленты, сделанные не в «желтых тонах» на потребу низкопробному вкусу толпы под видом остросоциальных проблем, как это делают сейчас на конвейере все тв-каналы. Но это беда времени, в котором мы живём, и не более того



Режиссёр, продюсер, сценарист.

Автор и режиссёр документальных фильмов «Эшелоны победы», «Крайние» и др.

Режиссёр и продюсер фильма «Полифония мира», цикла «Скорая человеческая помощь», продюсер цикла «100 фильмов о Москве» и др.

Алёна Лысенко-Шварц

1. В России — нет. В условиях копродукции — да.

Отличаться должно внятным месседжем, стройной драматургией и смачным киноязыком — чтоб люди за попкорном ушли, но таки вернулись. Фестивальная публика сьест много чего, телезритель тоже досадливо щелкнет резинкой от треников и в крайнем случае переключится на «перисхилтон», а вот за деньги зрителя надо уважать. Я бы поработала с Китаем. Хорошо понимаю что можно сделать вместе, для кого и зачем, чем удивить, пленить и как заработать.

2.Осознать-обьяснить себе себя — то чем и должна заниматься документалистика — раньше чем за век все равно не удасться, тут я верю философу Лосеву, оставим это внукам.

Интересны футурологические вещи — что умные в мире думают про поливарианты развития событий, про интеграцию конфессий, про сакральное и как оно влияет сегодня на сценарии обновления-разрушения. Про в корчах помирающий консюмеризм, про этику-эстетику эпохи разрушения ложных идеалов и т. д.

Человеческие истории — все интереснее наблюдать за людьми в сжимающемся, схлопывающемся мире. С Никитой Высоцким я делаю много лет проект «СВОЯ КОЛЕЯ» — таких историй у нас десятки: уникальные, упрямые, яркие, гордые люди — генофонд российский. Есть идея снять цикл, никуда особенно не торопясь ищем-прикидываем возможности.

3.Пишу сценарий. Тему не скажу от жадности и подозрительности — продюсеры все только с виду ничего, на самом деле мизантропы мизантропычи, вы в курсе? Как говорит Линор Горалик: «.Это неправда, что я не люблю людей. Я просто не люблю, когда они дышат, или шевелятся, или разговаривают».



Кинорежиссер, оператор, сценарист.

Автор и режиссёр документальных фильмов «Perpetum mobile», «О, кино, кино», «Жизнь после смерти», «Божественная Жизель» и др.

Академик Академии кинематографических искусств «Ника», Заслуженный деятель искусств России

Майя Максовна Меркель [*]

1. Пожалуй, мне, снимавшей свои фильмы на отличных импортных плёнках, знавшей, какие изобразительные возможности дают они в руки оператора, с этой точки зрения неплохо было бы вернуться в кинозал. А впрочем, честно говоря, я никогда, начиная работу над новым фильмом, не задумываюсь о будущем вещателе. Т.к., отвечая на Ваш вопрос, «чем должен розниться телевизионный фильм от кинематографического, то, по-моему, просто ничем. Было бы что увидеть на экране. Именно хотя бы — «что», а потом уже задуматься над тем «как».

В отношении же фестивальной документалистики — то такой особый жанр мне до сих пор был неведом. Что же касается вопроса, какие фильмы и почему появляются на фестивальных экранах — это, мне кажется, относится ко вкусу, а может, даже совести выборщиков. Но это уже для другого разговора.

2. Надо сказать, я никогда не интересовалась, какая тема актуальна в данный момент для российского общества, да и вообще никогда не следовала ни в чём никакой моде. Тем более, что мода всегда капризна. Да и мы ведь, к счастью, пока ещё не клоны, чтоб для всех нас было популярно что-то одно. Тем более, что навязывают эту моду нам всё те же вещатели, а не сами зрители-потребители нашего кино. Так что, по-моему, вернее ориентироваться на свои немодные тенденции, свои ощущения, чувства, доверять своему вкусу. Я, во всяком случае, исповедую такую веру — в собственный разум и вкус.

3. Задумки есть. Одной уже болею очень давно. Пока не откроюсь, не рискую. Сейчас у меня одна лишь существенная задача — найти финансы. Потому что время, как вы понимаете, для этого не самое лучшее. Но, несмотря на мой врождённый пессимизм, почему-то мне кажется на этот раз я что-то отыщу — очень уж крупная великая личность моя будущая героиня.



Режиссёр игрового и документального кино, продюсер.

Режиссёр документальных фильмов «Рабы двух диктатур», «Театр имени СССР», цикла «Однажды в России» («Лавр"-2004 за лучший документальный цикл) и др.

Елена Немых (Карцева) [*]

1. Да, взялась бы за кинопроект. Обязательно для молодежной аудитории до 25. На какую-то очень важную для них тему. И вечную. Считаю, что именно они смогут прийти в кинотеатр (потому как не обременены семьей) и именно они смогут изменить аудиторию кинотеатров, оторвавшись от интернета. Им больше нужно общения, и им нужны ответы на вопросы, которые они задают сами себе. А мне бы хоть что-то хотелось бы им сказать, естественно, без нравоучений и снобизма. Но с теплом и пониманием этой аудитории. Ведь они так нуждаются в нашей любви, эти постперестроечные дети!

Отличаться от телевизионного формата оно должно прежде всего глубиной подачи. Если телеформаты в силу специфики быстрого производства часто не могут наблюдать за развитием героев и за драматургией жизни, то уж киноформат должен себе это позволить. И попытаться понаблюдать за героями в течении хотя бы года. Закадровый голос, интервью и т. д. могут присутствовать. Ведь даже художественный кинематограф себе это позволяет. А почему документальный не может?

2. Не могу сказать за всю Россию. Не имею права. Лично меня интересуют проблемы взаимоотношений между людьми. Любовь. Ненависть. Дружба. Предательство. Отсутствие связи поколений. Ненависть к старым. Презрение к бедным. Жизнь и смерть. То есть считаю актуальными вечные вопросы человечества. Ну вот так случилось.

3. Могу только повториться. Для меня ничего интереснее жизни как таковой — нет! Все остальное лишь блюдо для этого «мяса»



Певица и композитор, журналист.

Режиссёр и автор документальных фильмов: «Все равно я встану», «Продавец крови» («ЛАВР"-2008 за лучший полнометражный телевизионный фильм), «Доктор Лиза»

Елена Погребижская [*]

1. С удовольствием. Думаю, что отличаться оно должно. Мне кажется, что зритель в кинотеатрах привык, что действие разворачивается быстро, что его не мучают заумью, а обращаются к эмоциям. Такой документальный фильм, я думаю, неплохо бы пошел в кино.

2. Честно говоря, я не знаю. Лично я снимаю просто то, что мне интересно.

3. Мне — люди, человеческий портрет. Я даже не могу объяснить, чем именно меня

привлекают мои герои, просто они другие, не такие, как все остальные. У них можно

учиться.



Режиссёр документальных фильмов «ДМБ-91», «Портрет с подписью «Рафаэль», «Саркофаг», «Москва златоглавая», «Дело № 1−377»

Президент Гильдии неигрового кино и телевидения

Лауреат премии «Лавр», МКФ в Сан-Франциско и др.

Алексей Ханютин

1. Безусловно. «Другой альтернативы» у документального кино нет. Возвращение в кинотеатры — единственный способ сохранить свою идентичность, не исчезнуть в потоке телевизионной квазидокументалистики.

Чем должно отличаться?

Если речь идет о крупных международных фестивалях и телеканале АРТЕ, то, по сути дела, ничем, кроме носителя — кинопленки. Если говорить об отечественном телевидении, то — всем, начиная с бюджета и кончая идеологией.

2. Кризис. Коррупция. Ксенофобия. Конформизм… Семья. Любовь. Рождение ребенка. Поездка на Гоа… Словом, жизнь во всех проявлениях. Важна не тема как таковая. Важна конкретная история, герой, концепция.

3. См. пункт 2.


См. также:

Девственницы и самоубийцы

Дьяволы и их адвокат


Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня