Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
22 февраля 2013 14:11

Отвратительная толерантность

Денис Гуцко обращается с открытым письмом к президенту Азербайджана

295

Открытые письма президентам — странный жанр.

Адресуешься к одному, читают другие.

Открытое письмо президенту чужой страны, видимо, и вовсе — жест, отягощённый абсурдом. И тем вернее вписывается в контекст, творимый президентствующими персонами.

Итак, открытое письмо президенту Алиеву.

Господин президент!

В октябре прошлого года по приглашению азербайджанской стороны я посетил Бакинский международный гуманитарный форум, на котором имел удовольствие выслушать речи многоуважаемых участников о мультикультурализме в современном мире. Ораторы, среди которых были и бывшие президенты, и нобелевские лауреаты, и действующие еврочиновники, рассуждали о необходимости укреплять и углублять мультикультурализм, рассказывали о жгучих проблемах и несомненных достижениях мультикультурализма, о мультикультурализме в политике, о мультикультурализме в образовании, о мультикультурализме, как единственно возможном будущем человечества. В своём выступлении, господин президент, Вы, в частности, делились успехами Азербайджана в укреплении принципов мультикультурализма и заявляли о намерении не останавливаться на достигнутом.

Я слушал эти речи и думал: «Как серьёзные уважаемые люди с титулами и наградами могут участвовать в подобном фарсе?»

Приглашение на форум я получил вскоре после того как Вами, господин президент, был помилован капитан Сафаров, депортированный из Венгрии, где он отбывал пожизненное заключение за жестокое убийство армянского офицера Маргаряна, с которым встретился в Будапеште в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и который имел дерзость здороваться по утрам… Азербайджанец, отрубивший голову армянину, был возведён в статус национального героя. Министр обороны присвоил ему звание майора, народные чествования с цветами и плясками транслировались по телевизору.

Первой реакцией на то приглашение было: ехать нельзя. Нельзя ехать на гуманитарный форум, посвящённый мультикультурализму, в страну, проповедующую не словом, но делом откровенный шовинизм, в страну, выбирающую себе в качестве героя убийцу с нездоровой психикой. Но потом я решил поехать. Чтобы высказать всё это публично, с трибуны.

…Увы, возможности выступить не представилось. Я впервые побывал на Круглом столе, участники которого были поделены на тех, кто говорит, и тех, кто слушает, сидя в зале. Прорываться к микрофону со скандалом я тогда не посчитал возможным. Да и речь моя, судя по количеству крупногабаритных людей в штатском, прогуливавшихся между рядов, вряд ли была бы продолжительной.

Я, правда, высказал свой взгляд на вещи двум журналистам, обратившимся с просьбой поделиться впечатлениями. Не думаю, что мои комментарии появились в азербайджанской прессе: один из журналистов выключил диктофон, как только прозвучала фамилия Сафаров, другой предложил отойти в сторонку и поговорить приватно. Что мы и сделали. Он был культурный и искренний человек, мой бакинский собеседник. Таких именно людей и ожидаешь встретить на гуманитарном форуме. И было тем более дико наблюдать, как ему требуется время, требуется усилие над собой после слов «армянин, Карабах» — взять себя в руки и вести диалог.

В моих последующих кулуарных разговорах с представителями азербайджанской стороны я лишь утвердился в печальном выводе: Азербайджан пронизан, поражён и отравлен шовинистической истерией. Самое человеческое из того, что я слышал: «Да забудьте вы про Сафарова. Ну, недалёкий человек. Сорвался. Разве с армянской стороны таких не было?»

Неловко было говорить о таких очевидных вещах с участниками гуманитарного форума, неловко, господин президент, вспоминать об этом сейчас. Но если это не очевидно Вашим советникам… Да, звери и мерзавцы были с обеих сторон. Звери и мерзавцы с обеих сторон разожгли междоусобную Карабахскую войну, в которой были попраны и принципы гуманизма, и правила добрососедства, а голос совести заглушён не только слезами невинных жертв, но и воем подстрекателей. Вопрос лишь в том, господин президент, как и с кем Вы собираетесь искать выход из Карабахской трагедии: с мерзавцами и зверьём — или с приличными людьми, лучшими представителями вверенной Вам нации? С теми, кто алчет кровавой мести и новых смертей — или с теми, кто переживает случившееся с азербайджанским и армянским народами, сохраняя верность гуманистическим принципам, которые призывает отстаивать созданный по Вашей инициативе Бакинский форум?

Недавно я получил Меморандум от азербайджанских координаторов форума: «Всех участников Форума объединяет единый порыв к диалогу, новому знанию о мире, новым идеям… Мы призываем поднять знамя борьбы за мир, за безопасность народов планеты… Пусть на этом пути нас сопровождают идеи Высокого гуманизма Бакинского международного гуманитарного форума, давший (так в меморандуме — Гуцко) мощный прилив творческой энергии на путях диалога в его высоком научном статусе — диалогистике, поиска (и здесь не всё в порядке с падежами — Гуцко) новейших моделей мира, согласия и гармонии».

Этот меморандум написан и разослан в те самые дни, когда в Азербайджане развернулась травля Акрама Айлисли — писателя, посмевшего в своём романе «Каменные сны» рассказать о том, что не только армяне зверствовали в Карабахе, что и среди азербайджанцев были звери и мерзавцы, способные забить насмерть беспомощного старика только за то, что он армянин. Что азербайджанцы, как и любой народ, подвержены этой напасти — жажде мщения, которая выше морали. Как и в любом народе, рассказал Акрам Айлисли, среди азербайджанцев есть достойные люди, нравственные и храбрые — те, кто готов рисковать собственной жизнью, чтобы спасти человека, убиваемого только за то, что в нём течёт «нехорошая» кровь, те, кто не хочет превращать Карабахскую трагедию в бесконечное торжество Зверя. Эти люди, а не хищная толпа убийц — герои романа Айлисли. Но сегодня именно толпа, которой Вы, господин президент, уже подарили национального героя — Сафарова — решает, какой быть Азербайджану, с каких персонажей брать пример. Лишив Айлисли персональной пенсии и звания народного писателя, заявив, что в произведении «сфальсифицирована суть армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта», Вы, господин президент, ясно демонстрируете, какие силы в стране Вы поддерживаете, какие общественные слои видите в качестве основного своего электората. Ставка на эти силы, господин президент, совершенно очевидно ведёт Азербайджан в исторический тупик.

Не знаю, стоит ли обращать Ваше президентское внимание на то, насколько такой выбор осложняет жизнь многомиллионной азербайджанской диаспоры, немалая часть которой проживает в России, где соседствует — и чаще всего мирно соседствует — с армянами… Неужели ни один советник не высказывает Вам такой точки зрения? Ни один? Прогоните их, господин президент. Они зря едят свой хлеб.

Признание «и наши, бывало, зверствовали» — большая редкость в разговоре с азербайджанцем о Карабахе. Кое-что, самый краешек этих зверств, я видел собственными глазами, когда служил в Советской армии. Зимой 1987−1988 года, в городе Шеки, куда нашу часть перебросили, чтобы остановить погромы в армянских домах. Видел я и азербайджанцев, которые с риском для себя спасали соседей-армян. Их испуганные заплаканные глаза, прощальные торопливые объятия — одно из самых тяжёлых зрелищ в моей жизни, господин президент.

Отрицание бесчинств со стороны азербайджанцев по отношению к армянам — похоже, стало одним из главных пунктов государственной пропаганды. Когда на Каирской книжной ярмарке, на встрече с учениками школы при российском посольстве, я рассказывал о виденном в Шеки - всё это описано в моей повести «Там, при реках Вавилона», опубликованной в журнале «Дружба народов», там же, где был опубликован перевод романа Айлисли — присутствовавшая в зале азербайджанская гражданка принялась пенять организаторам, что они пригласили лжеца, что никто никогда в Азербайджане не громил армян, что было только наоборот… Не эту ли позицию Вы имеете в виду, когда говорите о фальсификации сути нагорно-карабахского конфликта? Вы полагаете, господин президент, это принесёт благо кому-либо кроме вчерашних погромщиков, наверняка готовых повторить при первом удобном случае?

По крайней мере стоило бы выбрать, господин президент — в какую сторону Вы желаете вести Азербайджан: к мультикультурализму и диалогистике, о которых так много и проникновенно говорилось на Бакинском гуманитарном форуме — или к оголтелому шовинизму, героизирующему таких как Сафаров, и третирующему таких как Айлисли.

Мультикультурализм с топором в руках, стоящий под окнами писателя, доведённого до предынфарктного состояния, выглядит отвратительно, господин президент.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня