Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
3 марта 2013 10:05

В 40 лет жизнь только продолжается

Гена Устиян о комедии «Любовь по-взрослому»

323

В российский прокат через два месяца после американской премьеры вышла семейная комедия «Любовь по-взрослому». «Семейная» — не потому что стоит смотреть всей семьей. Наоборот, последний фильм главного современного комедиографа Америки Джадда Апатоу — повод задуматься над тем, правильно ли каждый человек встречает 40-летие, а это лучше делать в одиночестве. Сам режиссер и продюсер не просто громко говорит о проблемах женатых мужчин в определенном возрасте (от секса до настоящих проблем со здоровьем вроде геморроя, которые нужно обсудить с близкими и — обязательно — со зрителями), но и снял в главной женской роли свою жену Лесли Манн, а их две дочери сыграли детские роли. Так что «Любовь по-взрослому» получилась «семейной» и в этом смысле — непотизм в Голливуде не грех.

Музыкальный антрепренер Пит (Пол Радд, постоянный, тоже почти «семейный» актер Апатоу) переживает не самый радужный период в жизни. Вроде все в порядке: дом, привлекательная жена, дети, любимая работа. Все это «в порядке», впрочем, перестаешь ценить после четырнадцати лет брака. Отношения с женой превратились в торг на рынке: Пит вымаливает у нее обещание бросить курить, если он перестанет пускать газы в постели. Стоит только начать заниматься сексом, как в комнату стучатся неугомонные дети. На работе все не слава богу, бизнес не идет, в музыкальной индустрии кризис. Жена заставляет слушать в машине девчачью музыку вроде A-Ha — его, поклонника взрослого рока с осмысленными текстами! Пит пытается уединиться в туалете с журналом, но и там его достает жена вопросами: «Что можно делать на толчке сорок минут?». Дочери растут все в мать, которая к тому же скрывает возраст и заставляет покупать именинный торт с цифрой «38». В какой-то момент Пит не выдерживает и говорит всему этому бабью в доме: «Иногда мне хочется, чтобы у вас были пенисы».

«Любовь по-взрослому» считается неофициальным продолжением комедии «Немножко беременна», снятой Апатоу в 2007-м году. Сиквелом его можно назвать с натяжкой — не только потому что играют другие актеры, но из-за типичности положения героев. Это стандартная американская семья XXI века с его культом вечной молодости и равенства полов. Увидев, что поднявшаяся на офисную лестницу сотрудница жены не носит трусов, Пит первым делом бежит к супруге поделиться откровением — раньше это обсуждали с друзьями мужского пола. Дебби спокойно идет с подрабатывающей эскорт-услугами подружкой вдвое ее младше в клуб, и супруги заботливо подогревают угасающую страсть в постели, уезжая в отель для нормального секса и вообще спокойной жизни. Нынешние сорокалетние — это дети, которым надо растить и содержать собственных детей, а не солидные взрослые, как родители в их возрасте. Поколение кидалтов хочет иметь все — брак, но с минимумом рутины, детей как ровню себе, а не как собственность, на которую можно прикрикнуть (все попытки приструнить старшую дочь-подростка заканчиваются таким матерным отпором с ее стороны, что бедные Пит с Дебби опускают руки).

Сделав фильм про переживающего кризис среднего возраста американского женатого мужчину, Апатоу по-своему продолжает традицию показа темы в Голливуде. Кажется, Пит (и Апатоу) с детства, просматривая старые фильмы, учел ошибки прошлых поколений и научился на чужом опыте. Если мужчина середины прошлого века, герой картины Билли Уайлдера «Зуд седьмого года» (1955) борется с искушением переспать с соседкой Мэрилин Монро, а бизнесмен из 80-х в триллере «Роковое влечение» (1987) изменяет жене, чтобы одной интрижкой невольно поставить под угрозу не только свою привычную комфортную жизнь, но и благополучие семьи, метания Пита из 2012-го не имеют ничего общего с сексом — во всяком случае, с сексом с другими женщинами. Говорят, после «Рокового влечения» в Америке резко снизилось количество супружеских измен, мол, никто не хочет рисковать отношениями с женой ради мимолетного романа. Пит — «ручной мужчина», ему бы любимую жену удовлетворять, не то что на других заглядываться.

Апатоу не только показывает эволюцию (или регресс — кому как) современного мужчины. Он пытается скрестить традиционно женский жанр семейной драмы (Дебби беременна третьим ребенком, но скрывает это от мужа) и чисто пацанскую комедию с туалетным юмором, и этот смелый опыт не всегда оказывается удачным. Вместо того, чтобы сосредоточиться на одной сюжетной линии и снять цельный фильм, Апатоу отвлекается на где-то смешные, где-то не очень сценки и персонажей. «Любовь по-взрослому» длится два часа с четвертью — такой хронометраж в наше время быстрых развлечений уместен только для эпоса про Столетнюю войну. Видно, что для режиссера и сценариста это очень личное высказывание, раз он местами впадает в самоуничижение, пытаясь найти юмор там, где некомедийный режиссер показал бы дисфункцию и депрессию.

Конечно, десятилетия борьбы за женские права и непривычные для русского человека услуги вроде семейной психотерапии даром не прошли. К сорока годам американский мужчина-кидалт только начинает осознавать какие-то вещи, до которых поколения до него просто не добирались из-за отсутствия информации, меньшей продолжительности жизни и другого распределения половых ролей. Мужчины, и Апатоу в том числе, стали допускать в свои действия и слова вещи, которые раньше считались прерогативой женщин. И в первую очередь, так как речь идет о кино, они стали говорить. Не просто говорить, а жаловаться, рефлексировать, ныть, срываться и доводить себя до нервного срыва. Современный мужчина больше не пытается быть Джеймсом Бондом — вспомните последний фильм об агенте 007, снятый Сэмом Мендесом. Там даже Джеймс Бонд может позволить себе быть слабым и не скрывать этого. Мужчина вдруг осознал, что он не просто добытчик, карьерист и машина для воспроизводства. После того, как западному мужчине пришлось смириться с соседством расовых и сексуальных меньшинств, он остался единственной социальной группой, которую никто не защищает и которая должна работать на остальное общество. То есть, не сняв с него нагрузки, его, как мифическое «большинство» сделали ответственным за все недочеты. И случилось это на протяжении жизни всего одного-двух поколений.

Тогда белый мужчина стал меняться, мутировать и приспосабливаться. После второй победы Барака Обамы на выборах в прошлом году аналитики объясняли, что Америки, которую олицетворял главный противник Обамы Митт Ромни, — Америки солидного белого мужчины, в свободное время любящего играть с партнерами по бизнесу в гольф на своем ранчо, просто больше не существует.

В мире комедии мужчина новой Америки начал не просто говорить. Он начал говорить о сексе, причем с юмором — совсем как женщины. Раньше мужчины шутили о сексе только как о половом акте и в духе «вот прошли красивые сиськи» (красивые сиськи Меган Фокс в «Любви по-взрослому», кстати, тоже есть). Сейчас они рассуждают обо всем комплексе сексуальных отношений — в начале фильма есть фраза, которую произносит проходная героиня, но придумал-то ее Апатоу: «А мне нравится, что у нас с мужем больше нет секса — когда он был, мы все время ссорились, а теперь тишь да гладь». И это очень отличает Апатоу от, например, нынешних российских авторов комедий, которые показывают или «трогательную» киношную любовь, или мужицкий юмор в духе «Чего хотят мужчины», но почти никогда — реальность. У Апатоу проблема вытаскивается из подсознания на всеобщее обозрение и предается тщательному препарированию, в то время как в современном российском «развлекательном» кино она подменяется ханжеским фальшивым хихиканием. Поэтому, когда в одной из сцен Пит и Дебби, лежа в кровати, обсуждают, как именно бы они убили друг друга (она бы медленно его травила, он ее — дробилкой для древесных отходов), зритель понимает: поссорятся, помирятся и будут жить дальше — смех, примиривший женщину с туалетным юмором, а мужчину — с походом к психоаналитику, скрепляет браки не хуже секса, денег и общих детей.

Иллюстрация: кадр из фильма «Любовь по-взрослому»

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня