Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
3 апреля 2013 13:52

Зеркало не пинать

Кирилл Решетников о новой книге Виктора Пелевина

464

Перманентное и постоянно растущее недовольство публики культовым автором — обратная сторона и продолжение пресловутой культовости. Грубо говоря, любой, кто однажды сподобился стать нашим всем, теперь «уже не торт». В случае Виктора Пелевина этот феномен проявляется с какой-то особенной силой: последнее время по поводу каждой новой его книги принято выражать глубокое разочарование. Но чем оно сильнее, тем больше вокруг книги шума, и с тем большим нетерпением все принимаются ждать следующей.

Одним из окололитературных лейтмотивов 2012-го года было характерное томление обширной пелевинской аудитории, большая часть которой весьма чувствительна к переменам общественно-политического климата: о боги, что же теперь напишет Пелевин? о пророки, какой же метафорой отобразит он весь этот ужас и абсурд, а главное — наше величественное пробуждение от спячки? о либеральные ценности и права человека, а не является ли все происходящее новым романом Пелевина, не превратился ли он, наконец, в демиурга реальности? В качестве комментария к последнему из этих восклицаний напрашивалась банальная мысль: за всю реальность поручиться трудно, а вот некоторые из восклицающих, действительно, вполне тянут на ярких персонажей мастера П.

Небывалая даже для этой аудитории экзальтация сменилась столь же беспрецедентным остракизмом, как только долгожданный труд мэтра появился в продаже. Некоторые нюансы означенной читательской реакции заставляли предположить, что ознакомиться с книгой по-настоящему авторы отзывов еще не успели, но, как бы то ни было, на этот раз Пелевин дал своей пастве особые причины для негативных оценок.

В книге «Бэтман Аполло» действуют персонажи, знакомые читателю по роману Пелевина «Empire V»: российские события, произошедшие за отчетный период, Пелевин неожиданно решил проинтерпретировать в рамках сиквела вампирской саги семилетней давности. Повествование, как и раньше, ведется от лица молодого вампира Рамы, который продолжает познавать истинную природу социальных процессов. Вместе с героями из старого романа в новый перекочевали базовые понятия, терминология, взаимоотношения вампиров с людьми и вообще вся модель мироустройства. В новом романе эта вселенная разрабатывается дальше, появляется много уточнений и неизвестных ранее деталей, вводятся новые действующие лица, главное из которых — Великий Вампир, хозяин всего сущего. Основным интересом вампирского сообщества по-прежнему является отнюдь не высасывание человеческой крови, а извлечение и употребление специфического вещества под названием «баблос»; баблос — это своего рода квинтэссенция людских страстей, коррелятом которой в человеческом мире являются деньги. Сатирическая конспирология романа «Empire V», построенная вокруг понятий «гламур» и «дискурс», представляется многим устаревшей, и ее возрождение в «Бэтмане Аполло» кто-то уже посчитал признаком серьезного авторского кризиса: Пелевин, мол, отстает от жизни, не ухватывает суть времени, пользуется отработанными образами. Но меньше всего просвещенной общественности понравилось то, как через призму всей этой конструкции выглядят эпохальные свершения 2012-го и какими словами они описываются.

Да, совершенно верно: «снежная революция» и вообще все недавние протестные эскапады подвергаются в «Бэтмане Аполло» безоговорочному осмеянию. По сюжету вампиры, получив доступ в будущее, завладевают фрагментами хроник, которые были (то есть будут) составлены историками через семьсот лет, и стараются управлять человеческой реальностью так, чтобы события соответствовали написанному. Тексты из будущего, впрочем, неточны и расплывчаты, поэтому вампирам приходится многое додумывать. В 2012-м в России, согласно хроникам, должны начаться (и закончиться) «гламурные волнения», для реализации которых вампиры, как у них принято, привлекают так называемых халдеев — своих подчиненных менеджеров из числа людей. Природа и смысл волнений, разумеется, обширно комментируются. Соответствующие формулировки, как всегда, вложены в уста персонажей, но не расслышать авторский месседж невозможно: «Гражданский протест — это технология, которая позволит поднять гламур и дискурс на недосягаемую нравственную высоту. Мало того, она поможет нам наделить любого экранного дрочилу чувством бесконечной моральной правоты… Протест — это бесплатный гламур для бедных. Беднейшие слои населения демократично встречаются с богатейшими для совместного потребления борьбы за правое дело… Гламурные б. ди понимают, что если они хотят и дальше оставаться гламурными, им надо срочно стать революционными. А иначе они за секунду станут просто смешными». Достается, само собой, всемирно знаменитым храмовым певицам, а также, несколько неожиданно, современному писателю Андрею Тургеневу, то есть, если кто не знает, Вячеславу Курицыну.

Особое неприятие у чистых сердцем читателей вызывает фривольный каламбур, вставленный Пелевиным в вышеупомянутые хроники: там значится «гроза двенадцатого года», также известная как «революция п… тых шубок», «pussy riot» и «дело Мохнаткина». Тут уж чистые сердцем стали обвинять Пелевина прямо-таки в подлости, тем более что дальше в вымышленном историческом тексте импульсом к восстанию объявляется протестная мода на небритый лобок, распространившаяся среди российских светских дам.

На самом деле, все это совершенно закономерно. А чего, интересно, ждали читатели Пелевина? Неужели кто-то предполагал, что мастер П. предпочтет стать запоздалой тенью «господина поэта с маленькой буквы» и примется дисциплинированно малевать карикатуры на Путина? Если почтенная публика ожидала чего-то в этом роде, то плохо же она знает и чувствует давнего властителя своих дум. Вообще-то Пелевин уже не первый раз атакует «креативный» мэйнстрим, осмеивая старые и новые рукопожатные святыни, поскольку понимает, что стратегия эта является в последнее время актуальной, по крайней мере в художественном плане. Скандал внутри скандала вызывает (пока еще) живейшую реакцию — такую, которой просто скандалом не добьешься. Не говоря уже о том, что объектом пелевинских насмешек все чаще становятся политкорректность, кунштюки глобального рынка, медийные обманки и всевозможные проявления современной «демократии», то есть важнейшие составляющие прекрасного нового мира, архитекторы которого находятся отнюдь не в России. Но обвинять Пелевина в политической ангажированности бессмысленно, поскольку его задача — быть зеркалом и отражать то, что напрашивается на отражение. Остроты в адрес российской власти в «Бэтмане Аполло» тоже есть, хотя их, кажется, и меньше, чем в предыдущем романе «S.N.U.F.F.». Явственный перекос в сторону «антиреволюционного» стеба в новом романе обусловлен просто спецификой новостной картины. Кто у нас были герои года? Однозначно «революционеры». Любишь геройствовать — люби и Пелевина читать.

Впрочем, будет очень досадно, если политические хохмы, которым в «Бэтмане Аполло» отведено довольно мало места, заслонят все остальное, что есть в этой книге. В основном Пелевин занимается здесь отнюдь не злободневными наблюдениями, а совсем другим — он выстраивает фантасмагорическую вампирскую реальность, в которой есть, например, особая технология ментальных путешествий в мир умерших, а также множество других не менее интересных вещей. При беглом чтении роман кажется почти бессюжетным, но это впечатление обманчиво — на самом деле, тут есть довольно сложный и по-своему логичный сюжет; построен он не в последнюю очередь на любовном треугольнике, который Пелевин с удивительной изобретательностью адаптирует к вампирским условиям. В итоге, конечно, все равно оказывается, что текст больше чем наполовину состоит из специфических философско-познавательных и культурологических бесед — как всегда, то ироничных, то проникновенно-многозначительных. Но, во-первых, тот, кто их не любит — не читатель Пелевина, а, во-вторых, они в некотором смысле представляют собой часть сюжета.

Вопрос о том, «за кого» Пелевин, по-прежнему совершенно не важен. Как не важен и вопрос о том, какими образами он пользуется — старыми, новыми, сложными или простыми. Важно, что его глиняный пулемет, как и раньше, стреляет долгоиграющими пулями: фразы вроде «Собаки лайкают, а караван идет» будут повторять и через пять лет, и через десять. Другое дело, что писательская функция Пелевина чрезвычайно специфична, границы его территории четко очерчены и вряд ли когда-нибудь расширятся. Ну и пусть себе не расширяются. В конце концов, он хотя бы умеет талантливо заговаривать зубы. А однодневные гламурные герои не умеют даже этого.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Антон Новодережкин

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня