Лондон на военном положении. Карта захваченной инопланетянами Европы со свободной Испанией и половиной Аппенинского полуострова. Высадка объединённой армии в Нормандии.
Где-то мы это уже видели.
Трус и дезертир Том Круз оказывается на поле боя, где и погибает, взорвавшись вместе с огромной инопланетной тварью.
Тут-то всё и начинается. В момент смерти красная кровь Тома смешивается с голубой инопланетной и мистер Круз вместо Валгаллы воскресает в предыдущем дне.
С того момента его жизнь делается похожей на заевший компакт.
Пришельцы, похожие на осьминогов из набора замороженных морепродуктов, только гигантских, умеют манипулировать временем, перенимают стратегии землян и за счёт этого выигрывают битву за битвой.
Но теперь и наш Том обладает этой способностью.
Большую часть фильма мы следим за цепью бесконечных возвращений героя в прошлое, за его самосовершенствованием и смертями. Он встречает красавицу-воина, героиню сопротивления землян, которая, как обнаруживается, тоже имела магические способности, пока не утратила их в связи с потерей крови. Тому, кто смешался с пришельцами, нельзя истечь кровью или получить чужую путём переливания — магическая способность тотчас утрачивается. Как всё-таки нам свойственно придавать своей крови какое-то особенное значение. Особенно во времена расовых конфликтов.
Но мы отвлеклись. Итак, Тому Крузу, чтобы вернуться в прошлое, непременно надо быть убитым. Поэтому красавица-напарник, чуть что, сразу пристреливает его.
У пришельцев есть слабое место — они являются единым организмом и если уничтожить их мозг, то остальные твари передохнут сами собой. Этот мозг, похожий на громадное пульсирующее яйцо, спрятан в затопленной пещере под Лувром. Кстати, яйцо это называют Омегой, в то время, как кровь, попавшая в Тома принадлежала существу Альфа.
В силу обстоятельств Том Круз всё-таки умудряется утратить магические способности и отправляется в последний бой вместе с красавицей и несколькими отщепенцами. Они достигают Парижа, прорываются к пещере, Том ныряет в голубую бездну, где на дне светится яйцо, которое он, смертельно раненный, подрывает.
Напоследок голубая кровь снова смешивается с красной.
Это финальное роднение Добра со Злом является очень важной деталью. В жизни обычно так и происходит — победитель невольно перенимает черты побеждённого, обеспечивая таким образом неистребимость зла и бесконечность всех мировых процессов.
Кроме того, это намекает на то, что все битвы мы, по сути, ведём сами с собой.
А фильму это ещё и гарантирует счастливый финал — воскреснув, Том Круз вместе с человечеством празднует победу над пришельцами и в который раз встречает ту самую красавицу.
Но это лирика, а практический вывод — со времён Второй Мировой минуло семьдесят лет, а Победу всё никак не поделят.
«Грань будущего» является, по сути, экранизацией борьбы с фашизмом для массового зрителя нашего времени. Большинство людей по всей планете представляют те события весьма смутно. Вроде, кто-то с кем-то воевал, плохие с хорошими. Сначала плохие побеждали, а потом хорошие высадились в Нормандии и освободили Лувр.
Выход картины на экраны явно подгадан к теперешним юбилейным торжествам в Нормандии. Многие кадры напоминают «Рядового Райна». Сам Том Круз в фильме тоже рядовой. Рядовой Кейдж. Его напарница-красотка, кстати, похожа немного на артиста Николоса Кейджа. Но в этом вряд ли содержится подтекст.
Роль России, если кому интересно, учтена. Русская и китайские армии воюют где-то на задворках, не очень успешно. Участвуют в качестве закадровой массовки на стороне Добра, но решается всё без них.
Если Том Круз раз за разом оказывается в прошлом, чтобы исправить будущее, то авторы картины вольно или невольно работают над изменением прошлого.
Является ли «Грань будущего» программным произведением по заказу госдепа?
Вряд ли. Это у нас приказы идут из одного кабинета, а у них, скорее всего, работает простая коммерческая логика — упакованный в знакомую обёртку сюжет лучше продаётся. А то, что он ещё и решает задачи цивилизационного противостояния — приятный, но побочный эффект. Приходится признать, что именно такие картины про будущее делают сегодня для прошлого куда больше, чем дотошные исторические ленты.
Фото: Кадр фильма «Грань будущего».