Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / Кино и театр
13 декабря 2019 11:31

МХАТ в круговороте рыцарей и драконов

360

12 декабря на Малой сцене МХАТ им. М. Горького состоялась попытка переворота. Свою версию вечной истории о рыцаре и драконе представил автор и режиссер-постановщик Антон Непомнящий. «История рыцаря» — уже пятая премьера в МХАТ им. М. Горького из заявленных 20-ти в новом сезоне.

Известная притча все актуальнее в эпоху перемен, когда мир лихорадочно пытается найти для себя критерии добра и зла в новых обстоятельствах.

Антон Непомнящий — новое лицо во МХАТ, театр все более открывается миру, новым проектам и новым прочтениям, бережно сохраняя главное — искренность и глубину русского психологического театра.

Придя во МХАТ им. М. Горького как автор, Непомнящий стал постановщиком, ибо «свое детище растить самому».

Сырым вечером 11 декабря с новым прочтением старой притчи смогли познакомиться журналисты, и на удивление после просмотра некоторые долго не могли разойтись, споря — что это было?

Драконы во МХАТ

Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького: «Тема власти, борьбы за власть — одна из главных тем мировой драматургии, начиная со времен античности, переходя через Шекспира к Брехту. Театр, история которого началась с великого спектакля „Царь Федор Иоаннович“, не может пройти мимо этой темы. Старинную легенду о юноше и драконе в свое время, пережив опыт Холокоста и двух мировых войн, иронически переосмыслил Евгений Шварц. Однако и в его версии свет есть свет, тьма есть тьма. „История рыцаря“ — это современная актуальная попытка описать ту же самую историю глазами людей, переживших эпоху постмодернизма, который, как известно, размыл границы между добром и злом».

С первых минут понимаешь — нет, это не Шварц, от прежних героев лишь имена и общий рисунок сюжета. На самом деле ощущаешь себя в новостной ленте смартфона сегодняшнего дня — даже утренний разговор Дракона (народный артист РФ Михаил Кабанов) с Премьер-Министром (заслуженный артист РФ Александр Владимирович Самойлов) вполне мог бы обсуждаться в современных СМИ и интернет-сообществах.

— Оппозиция, как она там? Мы ж назначали лидера, все вот это вот…

— Назначали, но…

Особо изобретательные сразу начали складывать в паззл диалоги и намеки, надеясь, что вот она — сатира. Ан нет. Не сатира лишь. Не без иронии, конечно, чего стоит тот же Ланцелот (Семен Шевелин) — «он на скейте и с мечом» — до степени смешения похожий на персонажей московских протестов. Но все эти отсылки, или как говорит молодежь, «пасхалочки» — лишь метки на полях большой истории. Сюжет, вовлекая зрителя в переброс идеями, затягивает его в водоворот глубоких мыслей о самом сокровенном. О любви и ненависти, о жертве и предательстве, об обмане и самообмане… В истинную драму…

Колесо Сансары

«История рыцаря» предлагает поискать ответ на вопрос, что важнее для правителя: долг перед страной или любовь к своим близким? Что важнее для человека: свои идеалы или жизнь любимых?

Ворвавшийся на скейте в тишину дворца Ланцелот — воплощение вечно бунтующего поколения, которое «знает, как надо». Откуда знает?

«Не знаю, я родился и сразу понял, что буду рыцарем. Все надо менять!» — признайтесь, мы это слышали не раз, а многие и не раз говорили, вкладывая в слова весь пыл юного сердца.

И этот юноша, уже успев влюбиться в дочь Дракона, прекрасную Эльзу (Эльвира Цымбал), «шпарит» практически как с трибуны митинга — нужны выборы, они должны быть честными, нужно менять законы, нужно, нужно, нужно…

Антон Непомнящий, автор пьесы, режиссер-постановщик: «Мы пытаемся найти молодого героя, который был бы созвучен как современной протестной молодежи, так и тем людям, которые помнят героев XX и XIX века. Нам хочется дать шанс поколению молодых бунтарей, которые выходят на площади и уверены, что знают как надо. Допусти их к власти, они сделают что-то правильное и жизнь будет лучше. Может, они будут правы, а может, нет. Мы хотим поговорить на эту тему. В этом заключается одна из наших задач. Мы хотим услышать зрителя, и чтобы он услышал нас».

Спектакль вызывает неизбежные ассоциации с событиями, происходящими в современной жизни. При этом привычный зрителю взгляд на притчу глазами рыцаря Ланцелота изменен — Непомнящий предлагает увидеть происходящее с позиции Дракона. И это по-иному расставляет акценты в постановке.

Никому не нарушить ход истории, она всех перемелет в своих жерновах — об этом думается, когда ты понимаешь, что Ланцелот, поначалу сумевший (а он ли?) договориться о бескровной революции, изменениях и прочем, постепенно сталкивается с реальностью, которая ведет его по сценарию, написанному жизнью. Убить дракона, жениться на его дочери, стать драконом. Таков закон Сансары…

Печать крови

Юношеский максимализм Ланцелота довольно быстро дает трещину — рамки жизненного сценария жестки. Как рост происходит через кризисы, так изменения, задуманные даже с самыми добрыми намерениями, требуют искупительной жертвы. И дилемма между намерениями и обстоятельствами — вечна.

Михаил Кабанов, народный артист России, исполнитель роли Дракона: «Вся проблема рыцарей заключается в том, что вы не учите историю, или от вас ее умышленно скрывают. Вся правда в том, что драконы никогда не приходили к власти. К власти всегда приходят рыцари. Молодые, полные благородных идей свободы, равенства, справедливости! Как они превращаются в драконов, и что с этим делать — вот в чем вопрос!».

Ответ на этот вопрос каждый найдет сам. И будет кровь, и будет подлость, и будет любовь — власть играет с людьми в жесткие игры. Когда кажется, что вот сейчас мир запоет по моим нотам, именно в этот момент ты вдруг слышишь, что даже голос не твой.

Этим хитрым голосом в «Истории рыцаря», похоже, выступает Министр, вот уж он выживет при любых обстоятельствах. Будут меняться Драконы, но и у них есть слабости, а у рыцарей есть сердце. Тут немного нашептал, там немного припугнул, тут вовремя подольстил — и вот, герои лишь думают, что они герои, но идут по тому пути, что ты им подсказал. Сами. Добровольно. На заклание.

Для кого-то главным героем станет именно Министр. Если вам удастся в этом себе признаться — ведь речь о «постоять в стороне», «не лезть на рожон», поискать своей выгоды. Все это, казалось бы, такие мелочи, как не уступить место в метро или занять парковку инвалида, потому «ну а что такого». Но капля за каплей, песчинка за песчинкой ты предаешь. И можешь не заметить, как предательство становится привычкой.

Готовы ли вы примерить на себя камзол Министра, корону Дракона, мечты Эльзы, или сможете взять в руки меч Ланцелота?

Никто не знает. Только вы. Только на премьере во МХАТ им. М. Горького. Там — переворот в сознании. Министр уже варит вкусный кофе и пробует пирожные — а вдруг они отравлены?

Узнать об этом в «Истории рыцаря» — 21 и 27 декабря на Малой сцене МХАТ.

Новости дня
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ