С 24 сентября по 2 октября Московский театр кукол на Бауманской представит особый взгляд на творчество Достоевского через призму искусства играющих кукол. Московский фестиваль театров кукол «ДостоевскийФест» призван поменять представление зрителей о театре кукол.
В этом году исполнится 200 лет со дня рождения классика русской литературы. Достоевский — лакмус столичной театральной молодежной среды, триггер творческого сообщества. «ДостоевскийФест» впервые соберет в своей программе постановки российских театров кукол, созданные по произведениям классика.
В программе фестиваля:
В дни фестиваля в фойе театра пройдет выставка кукол из спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского и авторских художественных кукол по мотивам произведений писателя. Экспонаты предоставлены театрами-участниками, а также художниками-кукольниками международного объединения Галерея «Кукольный переулок». Основу экспозиции составят марионетки из спектакля «Преступление и наказание. Картинки из романа» Санкт-Петербургского театра «Кукольный формат», говорится в пресс-релизе.
Автор идеи и арт-директор фестиваля — худрук Московского театра кукол Борис Голдовский. Вот что он говорит о связи Достоевского с театром кукол:
«Казалось бы, какое отношение гений русской литературы имеет к куклам, и тем более театру кукол? Имеет. Так, в январе 1876 года в «Дневнике» Достоевского появляется запись об уличном кукольном театре, где одновременно действовали Пульчинелла и Петрушка: «…Скажите, почему так смешон Петрушка, почему вам непременно весело, смотря на него, всем весело, — и детям и старикам? Но и какой характер, какой цельный художественный характер!»
Достоевский смело фантазировал и о том, что когда-нибудь Пульчинелла и Петрушка выйдут на сцену Александринского театра: «И как бы великолепно передал Пульчинеля Самойлов и какой удивительный вышел бы Петрушка у Горбунова! Самойлов мог бы даже сохранить нечто деревянное и кукольное в своей роли, точь-в-точь как бы в шарманке.
Образы театра кукол встречаются во многих произведениях Достоевского: и в «Братьях Карамазовых», и в «Господине Прохарчине», и в «Преступлении и наказании»: «Лжешь ты всё! ― лжешь, полишинель проклятый!» — кричал в лицо Порфирию Петровичу студент Раскольников, тесная каморка-пенал которого напоминал кукольный домик.
Впрочем, вероятно, иначе и быть не могло. Искусство играющих кукол всегда тяготело к тому «фантастическому реализму», которому Федор Михайлович сам и дал это роскошно своевременное наименование. Подтверждением этому и должен стать наш «ДостоевскийФест», отмечает пресс-служба.