Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Транспортный налог надо отменить

У власти достаточно способов, чтобы восполнить выпадающие доходы местных бюджетов

9314

Депутаты Государственной Думы от фракции «Справедливая Россия» — её руководитель Сергей Миронов и его заместитель Олег Нилов — выступили с инициативой об отмене с 2016 года транспортного налога. Несмотря на скептицизм в отношении данного предложения, реальные основания у него всё-таки есть: в ноябре 2012 года Владимир Путин высказался о необходимости замены транспортного налога акцизами на бензин. Сейчас, однако, они взимаются параллельно — главы регионов боятся возможного оскудения казны ввиду прекращения отчислений от налоговых поступлений. Нарастающий дефицит бюджетов субъектов федерации — по сути, единственный весомый аргумент против отмены налога на транспорт.

Реформирование налога необходимо, считают депутаты. Уровень собираемости транспортного налога не превышает 50%, а сбор поступлений от акцизов на бензин легче администрировать — его и следует оставить. Данная мера, в конце концов, считают инициаторы, пойдёт на пользу самим регионам — облегчится пополнение их дорожных фондов.

Ранее помимо предложения об отмене транспортного налога звучала ещё одна идея. В 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев посчитал необходимым привязать транспортный налог к экологическому классу машины. Это бы означало, что владельцы автотранспортных средств, производящих большое количество выхлопных газов, будут вынуждены платить больше, чем хозяева усовершенствованных марок автомобиля, имеющих обновленный двигатель. Но разве не будет данная мера социально дискриминационной? Ведь получится, что самые бедные автовладельцы будут платить больше тех, у кого более совершенный, а значит, и дорогой двигатель. Интересы обладателей старых авто будут учитываться в последнюю очередь. В условиях, когда количество граждан, не способных выплатить кредит за автомобиль, вырастает до 25%, это означает одно — люди станут переходить с личного на общественный транспорт.

Подробнее об инициативе депутатов Государственной Думы мы попросили рассказать одного из авторов законопроекта Олега Нилова.

«СП»: — Олег Анатольевич, как вы предлагаете реформировать транспортный налог — заменить его чем-то другим или вовсе отменить?

— Речь ни в коем случае не идёт о новом налоге. У меня такого предложения нет. Суть в том, что устаревший и исчерпавший необходимость транспортный налог уже заменен соответствующими сборами через цену на топливо и этот сбор уже который год собирается в Дорожный фонд. Задача транспортного налога была аналогичной. Поэтому дважды собирать с автовладельцев деньги на ремонт и строительство дорог, я считаю, абсолютно несправедливо. По этой причине налог должен быть отменён, а существующие топливные сборы включены в цену на бензин. Покупая топливо, автовладельцы платят аналог транспортного налога. Делать это дважды — совсем неправильно.

«СП»: — Когда формировалась данная инициатива, вы учитывали какой-либо иностранный опыт?

— Да, мы учитывали опыт других стран. В большинстве их существует избранная нами форма сбора средств через заложенную в цену топлива сумму акциза. Это справедливо отражает количество времени и нагрузки на дорожную сеть — чем больше автомобиль эксплуатирует дороги, тем больший взнос платит лицо за него. Это наиболее распространенная практика. А взимание налога с имущества, коим и является автомобиль — она тоже есть, но тогда встаёт вопрос: почему только автомобиль облагается налогом? Почему нет других налогов на ценное имущество? Я считаю, тогда уж надо двигаться дальше — принимать налог на роскошь и таким образом пополнять казну. Хотите ещё пополнить бюджет — принимайте прогрессивную шкалу подоходного налога.

«СП»: — А как тогда пополнять бюджеты регионов, если вы собираетесь отменить налог?

— Это можно делать и другими путями. Приведу пример. Россия — богатейшая страна по лесным массивам, в год получает только 10 млрд рублей от всей лесной и деревообрабатывающей промышленности. Примерно то же самое и с рыбой. Регионам есть с кого брать дополнительные налоги, если выпадение транспортного налога поставит под угрозу осуществление их деятельности по социальной защите, например. Ведь есть много тех, кто ничего не платит в казну, либо платит сущие копейки.

«СП»: — Каково отношение к вашей инициативе коллег из других фракций Государственной Думы? Готовы ли они поддержать реформирование налога?

— Мне это неизвестно. Как и позиция «Единой России».

— Доля транспортного налога в бюджетах субъектов РФ хоть и невелика по сравнению с налогом на прибыль, НДФЛ и налогом на имущество организаций, но его отмена может существенно навредить бюджетам субъектов РФ, учитывая их высокую закредитованность и устойчивую тенденцию к сокращению доходов и росту расходов, — отмечает партнёр компании «Деловой фарватер» Дмитрий Липатов. — У федерального бюджета нет финансов на восполнение такого недостатка средств региональных бюджетов. Деньги от транспортного налога обычно идут на содержание, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования. При этом собираемых в виде транспортного налога средств далеко не всегда хватает для должного обслуживания дорог и транспортной системы субъектов РФ. В результате из-за отмены транспортного налога проблема содержания российских дорог может стать критической.

«СП»: — А насколько приемлема для россиян предложенная Дмитрием Медведевым замена транспортного налога экологическим налогом на выхлопы? Не заставит ли она обладателей старых машин пересаживаться на общественный транспорт?

— Сейчас условия в РФ далеки от тех, что необходимы для успешного введения налога на выхлопы. Этот налог нужно было вводить либо раньше, либо теперь ждать, пока экономика страны начнет расти. У России на это может уйти 5−7 лет даже при более благоприятных, чем сейчас, экономических условиях. Надо учитывать, что большая часть автопарка страны сейчас состоит из неэкологичных машин. Из-за этого бремя нового налога затронет главным образом менее обеспеченные слои населения. Многие из них просто не смогут обновить свои машины. А обеспеченные автовладельцы будут практически освобождены от нового налога, и получится, что экологический налог на выхлопы станет своего рода налогом на бедность. При введении нового налога государство будет вынуждено полностью поменять автомобильный парк государственных служб учреждений — больниц, пожарных, газовых, аварийных служб. В бюджете страны средства на эти расходы отсутствуют и появятся нескоро. Кроме того, российский уровень жизни населения далек от европейского, а экологический налог на выхлопы рассчитан именно на него и успешно реализован именно в странах ЕС.

Налог на выхлопы определенно может заставить часть обладателей старых машин пересесть на общественный транспорт, а часть — минимально пользоваться автомобилем, только в вынужденных случаях. При этом точно стоит ожидать роста уклонения от уплаты нового налога, если его когда-нибудь введут.

Своей точкой зрения с «СП» поделился активист Федерации автовладельцев России Вадим Коровин.

«СП»: — Вадим, как автовладельцы относятся к отмене транспортного налога?

— Их ответ элементарный — его пора отменить.

«СП»: — Отмену транспортного налога обещают уже несколько лет. Как думаете, сейчас это осуществится?

— Я не верю в это. Это региональный доход, и обрезать его вряд ли станут. Сейчас кризис, а в кризис налоги не убирают, только добавляют.

«СП»: — А поддержали бы вы замену транспортного налога экологическим налогом на выхлопы?

— Это разумно. Но у нас все равно уже есть топливный акциз. Транспортный налог давно хотели отменить, но его взяли да и отдали регионам: сколько хотите, столько и взимайте. И части дотаций регионы лишили. Вот все субъекты и взимают его, а Москва — больше всех.

Фото: Владимир Астапкович/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Евгений Куликов

Председатель Межрегионального профсоюза железнодорожников

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня