«Трансаэро» не может разобраться с деньгами на топливо

А пострадать из-за этого в разгар курортного сезона могут пассажиры

868
Самолет авиакомпании "Transaero"
Самолет авиакомпании «Transaero» (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)

У одной из крупнейших российских компаний «Трансаэро» огромные долги перед российскими аэропортами. 11 августа наземные службы аэропорта Владивостока уведомили о возможности возникновения проблем с заправкой самолетов «Трансаэро», не желая заправлять их в долг, и предупредив Дальневосточное территориальное управление Росавиации, что во избежание «сбойной ситуации» не позволит даже начать регистрацию пассажиров на рейс. А «информирование пассажиров о движении рейсов будет осуществляться по фактическим обстоятельствам».

Как стало известно, подобные проблемы с заправками возможны не только на Дальнем Востоке. У авиаперевозчика оказались существенные задолженности по своевременной оплате топливозаправочной компании «РН-Аэро». Как сообщил заместитель гендиректора по коммерции «РН-Аэро» Кирилл Молоденков в письме Федеральному агентству воздушного транспорта, «По состоянию на 11 августа 2015 года задолженность ОАО «АК «Трансаэро» перед ООО «РН-Аэро» составляет 3,51 млрд рублей, из которых просроченная задолженность составляет 1,23 млрд рублей. Сумма просроченной задолженности за текущие заправки 100 млн рублей. Долг «Трансаэро» перед ТЗК «Кольцово», составляет 150 млн рублей». При этом стоит обратить внимание, что АО ТЗК «Кольцово» — это аэропорт Екатеринбурга. И он, похоже, стоит «в очередь» за Владивостоком.

Суммы, указанные в письме, даже для такой солидной компании, как «Трансаэро», — не маленькие. В рекордно короткие сроки — к утру 12 августа — ситуацию с заправкой во Владивостоке удалось решить, и пассажиры смогли спокойно улететь. Но остается вопрос: смогло ли «Трансаэро» полностью расплатиться с долгами или погасили только оперативную задолженность. Компания уже больше года балансирует на грани банкротства, и аналитики Центробанка не так давно подтвердили неблагоприятный прогноз для компании - чистый долг только за январь-март текущего года вырос на 3,5%, достигнув 67,6 млрд рублей.

Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что вполне логично было бы, если бы все конфликты между перевозчиком и оператором топливного обеспечения решались путем переговоров, или судебных разбирательств при серьезных проблемах, но ни в коем случае не путем отказа от предоставления услуг.

«Авиационные власти и министерства экономического блока осуществляют постоянный мониторинг, в том числе финансово-экономического состояния авиакомпаний. И если авиационные власти осуществляют мониторинг всех перевозчиков, то экономические ведомства ведут строгий контроль за положением авиакомпаний, попавших в список системообразующих. Можно напомнить, что „Трансаэро“ в этом списке присутствует. У властей есть все рычаги, чтобы у любой проблемной авиакомпании, не соответствующей сертификационным требованиям, приостановить действие свидетельства эксплуатанта. Если же власти на такой шаг не идут, значит, они уверены, что авиакомпания „Трансаэро“ удовлетворяет этим требованиям, и готовы нести ответственность за свои действия», — подчеркнул эксперт.

Но пока власти и контролирующие органы не забирают лицензии, то страдают все равно пассажиры. О том, что крупные долги авиакомпаний напрямую завязаны на покупателей в интервью порталу Speakercom рассуждает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин: «Подобного рода инциденты не будут единичными и скоро превратятся в лавинообразные задержки рейсов. Для авиакомпании, которая печется о своей репутации, это смерти подобно, потому что мало кто из пассажиров желает выдержать подобного рода испытание. Представьте, сейчас период летних отпусков, аэропорты переполнены, дискомфорт пассажиров принимает беспрецедентные масштабы. Помимо этого, задержка рейса из-за таких инцидентов влечет за собой эффект домино, другие авиакомпании тоже вынуждены испытывать дискомфорт. В этой связи позиция руководства „Трансаэро“ непонятна».

Позиция руководства «Трансаэро» не понятна не только эксперту. Тревожным сигналом для рынка стал тот факт, что в компании уже очень давно кадровая чехарда. По сообщению профессора Никиты Кричевского, за последние полтора года в «Трансаэро» сменилось уже пять финансовых директоров. Такая нестабильность в одной из самых значимых менеджерских позиций не может не обращать на себя внимание. Возможно, что заниматься делами компании, которая находится в таком «финансовом пике» хотят не многие. А судя по тому, что последний директор ушел спустя два месяца с начала работы, то выглядит это более, чем красноречиво.

«Трансаэро» объективно находится в более сложной финансовой ситуации, потому что у нее более старый парк самолетов, которые требуют больших эксплуатационных расходов, — считает начальник управления ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. — К тому же, эти самолеты, в основном, дальнемагистральные, то есть, заточены под определенные маршруты, в основном туристические".

Остается надеяться, что и «пожилой авиапарк» не подведет компанию, а её финансовые сложности не заставят пассажиров часами сидеть в аэропорту, вместо того, чтобы отдыхать.

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Владимир Лепехин

Директор Института ЕАЭС

Борис Кагарлицкий

Директор Института глобализации и социальных движений

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня