Резолюция невыполнима

В бюджете-2016 не хватает 827,1 млрд рублей на реализацию поручений президента РФ

  
11875
Резолюция невыполнима
Фото: Михаил Метцель/ТАСС

22 сентября Минфин представил президенту Владимиру Путину последние бюджетные корректировки. Вопрос номер один повестки дня — стратегия расходования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в 2016-м году. Второй вопрос — финансирование указов, поручений и указаний самого Владимира Путина. Как утверждает «Коммерсант», в материалах к совещанию Минфин привел таблицу такого рода указаний главы государства, которые сейчас не учтены в бюджетных проектировках. Для них нужны дополнительные источники доходов, или же от «расходов по резолюциям» следует в 2016-м году отказаться.

Поясним: президент практически еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента также являются обязательными к исполнению. Так, в числе самых дорогостоящих майских указов 2012 года было предложение установить денежное довольствие военнослужащим не ниже ведущих отраслей экономики. Еще летом 2015 года предполагалось, что на эти цели бюджет в 2016 году потратит 406 млрд рублей, однако в сентябре 2015 года стало понятно, что на исполнение этого пункта требуется еще 82,8 млрд рублей.

В целом Минфин подсчитал: десятки поручений и резолюций президента требуют 893 млрд рублей в 2016 году и чуть большие суммы — в 2017—2018 годах. Между тем, в бюджете-2016 финансовое ведомство готово учесть резолюции президента только на сумму 65,9 млрд рублей, в 2017-м — на 60 млрд рублей, в 2018-м — на 55,4 млрд рублей.

Самые дорогостоящие учтенные поручения — 37,1 млрд рублей в 2016 году на срочное решение проблем с пригородными электричками, 12 млрд рублей на госдотации автосборки во Владивостоке и 4,2 млрд рублей на подготовку проведения в 2019 году Универсиады в Красноярске.

Читайте по теме

Надо сказать, что в благополучные 2007−2013 годы любая позитивная резолюция Владимира Путина на документе — «прошу поддержать», «прошу проработать», «прошу рассмотреть» — трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы. Теперь — в условиях сверхжесткой бюджетной ситуации — президенту предстоит определиться с приоритетностью поручений 2014−2015 годов, или сокращать какие-либо бюджетные расходы взамен.

Каким будет бюджет-2016, почему его параметры так принципиальны для власти?

— Сейчас наступает момент истины для власти, и связан он с принятием бюджета-2016, — отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Власть в России, на мой взгляд, не вполне готова к структурным реформам, которые бы могли обеспечить устойчивый рост в среднесрочной перспективе. Тем не менее, намерение двигаться в этом направлении у нее не отнять.

Бюджет 2016 года принципиально важен. Он может послужить ключом к снятию структурных ограничений, что приведет к росту экономики. И надо понимать: спрятать голову в песок не получится. Условия в мировой экономике — даже помимо антироссийских санкций — очень жесткие, и улучшаться в ближайшее время не будут. Прогнозы аналитических центров говорят о том, что цены на нефть в 2016-м году, возможно, опустятся до 30 долларов за баррель. Для России это серьезный вызов, поскольку более 50% бюджета приходится на углеводородную составляющую.

«СП»: — Что будет, если правительство отложит структурные реформы?

— Экономика РФ в будущем году гарантированно окажется в состоянии вялого спада. А в 2017-м, и в последующие пять-семь лет, она будет демонстрировать рост не выше 2% ВВП. Для экономики России это означает ощутимое снижение ее доли в глобальном хозяйстве. Сейчас мы находимся на 6−8 месте — смотря как считать — в глобальном экономическом «табеле о рангах». Но после пребывания в течение пяти лет на отметке роста 2% ВВП мы из десятки ведущих экономик мира гарантированно выйдем: остальные страны «десятки» будут развиваться темпом свыше 3% ВВП.

«СП»: — Какие принципиальные «развилки» бюджета-2016?

— Главная «развилка» — в 2016 году, я считаю, необходимо начинать структурный маневр в расходах. Их, прежде всего, необходимо в целом сократить на 5−7% в реальном выражении. При этом расходы необходимо еще и правильно перераспределить. У нас, как известно, имеются «священные коровы» — расходы на оборону, социальную политику, правоохранительную деятельность, ряд субсидий экономике. Мне думается, эти четыре статьи нужно уже в 2016 году начинать сокращать.

Я считаю, необходимо снизить затраты на эти статьи на 3% ВВП в год, и вложить сэкономленные деньги в сферы, которые принципиально важны для будущей конкурентоспособной российской экономики. Это, прежде всего, уже начатые инфраструктурные проекты, без которых мы не можем развернуться на Восток и эффективно развивать транспортно-логистическую составляющую. Плюс необходимо вложить деньги в человеческий капитал — в образование и здравоохранение. Надо понимать, что уже через 10−15 лет главным ресурсом экономики станет как раз качество ее человеческого капитала.

Если осенью 2015 года мы начнем маневр с перераспределением расходов — у российской экономики есть шансы подняться. Если же нет… Правда заключается в том, что государство набрало обязательств — социальных, оборонных — для исполнения которых в полном объеме нужны темпы роста 4−4,5% ВВП в год. При темпах роста в 2% ВВП эти обязательства останутся невыполненными.

Имеются в проектировках бюджета-2016 и дополнительные «развилки». Например, нужно определиться, что делать с тарифами инфраструктурных монополий. По идее, эти тарифы следовало бы заморозить на весь 2016 год, или хотя бы ограничить их рост величиной официальной инфляции.

Еще «развилка» - как быть с индексацией пенсий и социальных пособий. Минфин предлагает проиндексировать эти выплаты всего на 4−5%, то есть ниже уровня инфляции. Да, это решение тяжелое, оно сопряжено с ухудшением жизненного уровня огромного количества людей. С другой стороны — это еще и вопрос выживания российской экономики.

«СП»: — Означает ли сказанное, что в 2016 году необходимо заморозить и неисполнимые поручения и указы президента?

— Нужно посмотреть, прежде всего, по какой причине эти поручения не были исполнены. Если причина в отсутствии источников финансирования, об этом нужно честно сказать. Я вообще считаю, что решения по сокращению расходов должны быть максимально публичными.

Не надо стесняться, что какие-то поручения не исполнены — допустим, из-за падения цен на нефть. Величие политика — прежде всего, в правде, которую он транслирует своему народу и избирателю. Страна истосковалась по такому откровенному разговору и, думаю, его оценит. И не стоит забывать: ситуация действительно жесткая, но имеет неплохие шансы для рациональных решений…

 — Прежде чем что-то решать в такой ситуации, нужно семь раз отмерить, — уверен политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. — Понятно, что у Минфина есть свои резоны, а у президента — свои. Но, как мне кажется, оптимизация расходов все же затронет и поручения главы государства.

Жить надо по средствам. Надо либо искать дополнительные возможности для наполнения бюджета, либо секвестировать расходы. Но прежде чем урезать расходы, нужно определиться с приоритетами. Например, ответить на вопросы: сокращать ли расходы на «оборонку», в целом на силовой блок?

Собственно, решение по бюджету-2016 даст ответ, как выстроены наши приоритеты в условиях, когда нефть дорожать не собирается. Регионы уже сегодня сталкиваются с огромными трудностями по исполнению «майских указов» Владимира Путина. Некоторые из регионов даже берут кредиты в банках на повышение зарплат бюджетникам. Это не вполне нормальная ситуация, особенно с учетом нынешних реалий в экономике.

Читайте по теме

«СП»: — Насколько велики негативные политические последствия того, что поручения президента не исполняются?

— Рейтинг Путина абсолютно железобетонный. А поскольку вся система российской власти живет под «зонтиком» президентского рейтинга, больших проблем из-за недофинансирования президентских поручений не возникнет. Я не исключаю, что те или иные проекты и программы, получившие одобрение президента, но так и не исполненные, просто тихо свернут.

Думаю, правительство еще приложит усилия, чтобы «закрыть» хотя бы некоторые из «горящих» президентских поручений. Тем более, что некоторые резервы для такого экстренного финансирования, по-видимому, имеются. Достаточно вспомнить, что в Москве по третьему кругу меняют тротуарную плитку. Или заглянуть в астрономические сметы некоторых объектов, которые мы собираемся строить или реконструировать к Чемпионату мира по футболу-2018…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

 Александр Абрамов

Главный аналитик Банка «Солидарность»

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости НСН
Новости Финам
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня