Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Российский бензин бросает вызов нефти

Почему в стране дорожает топливо на АЗС, когда цена на углеводороды падает?

44831

В 2016 году цены на бензин в России вырастут, но рост не превысит инфляцию. Об этом в субботу, 23 января, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович. При этом вице-премьер уточнил: по его ожиданиям, инфляция по итогам текущего года не превысит 10%. «Надеемся, будут не двузначные значения», — обнадежил Дворкович.

Здорово, конечно, что бензин подорожает «всего» на 10%. Но, с другой стороны, почему он вообще дорожает? По всему миру бензин, наоборот, дешевеет — на фоне обвала цен на нефть.

Например, в США розничные цены на бензин продолжают бить рекорды. За последние недели стоимость топлива на американских АЗС снизилась еще на 27 центов, и составляет в среднем $2,2 за галлон (3,78 л). Другими словами, примерно 58 центов за 1 литр.

Таким образом, стоимость бензина в США упала до минимального уровня с апреля 2009 года. Опрос 2,5 тыс. заправочных станций, проведенный службой Lundberg Survey, показал, что самый дорогой бензин продается сейчас в Сан-Франциско (штат Калифорния), где 1 галлон низкосортного горючего стоит $2,66. А самый дешевый бензин можно найти в Альбукерке (штат Нью-Мексико) — $1,76 за галлон. По мнению американских аналитиков, падение цен напрямую связано с удешевлением нефти на мировом рынке.

И такая картина не только в Америке. По данным портала GlobalPetrolPrices.com, за последний квартал 2015 года в Европе бензин подешевел в среднем на 4%. Китай также снижает цены на бензин и дизтопливо, причем пересмотр осуществляется каждые 10 рабочих дней. Сейчас в Поднебесной цены опустились до 0,11 и 0,12 юаня за литр бензина и «дизеля» соответственно. Мировой лидер по нефтедобыче — Саудовская Аравия — на 18 января демонстрирует показатель в $0,23 за литр.

И только в России — стране, входящей в тройку мировых лидеров по нефтедобыче, — бензин продолжает дорожать. Так, АИ-92 с начала июня 2014 года подорожал с 30,44 до 34,35 рубля за литр, в то время как цена нефти марки Brent за тот же период опускалась с $114,99 до $28,79 за баррель.

Чтобы понять, почему бензин в России дорожает, вопреки здравому смыслу и законам рынка, «Свободная пресса» опросила своих экспертов.

— Цены на бензин в России и США действительно уместно сравнивать, — считает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Дело в том, что длительное время, вплоть до 2013 года, бензин в рознице в Штатах и у нас стоил примерно одинаково — около $1 за литр. Но потом бензин в Америке начал неуклонно дешеветь, и вот почему.

В Штатах рынок топлива имеет совершенно другую структуру. В Америке тысячи независимых производителей нефти, и тысячи независимых переработчиков. По большей части, это компании средней руки. Да, в Штатах имеются и крупные вертикально-интегрированные холдинги, но их доля на внутреннем американском рынке относительно скромная, и потому погоды они не делают.

В России ситуация иная. У нас, напротив, начисто отсутствуют мелкие производители нефти и топлива, и весь рынок занимает считанное число «вертикальных» корпораций, которые добывают нефть, перерабатывают ее, и продают бензин в розничных сетях АЗС. Это даже не монополия, это олигополия — рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.

На мой взгляд, в политике этих корпораций усматривается момент сговора. Именно из-за этого цены на бензин в России не снижаются вслед за нефтью.

Конечно, такая ситуация бросается в глаза. Еще в декабре 2014 года президент Владимир Путин выразил недовольство ростом розничных цен на нефтепродукты при снижении мировых цен на нефть. Тема была поднята на совещании с членами правительства. «Это как вообще понять? А куда ФАС (Федеральная антимонопольная служба) смотрит?» — поинтересовался тогда глава государства.

Тем не менее, бензин если и подешевел, то ненамного. Единственное, что мы увидели по итогам 2015 года — что бензин дорожает медленнее (в среднем на 6%), чем разгоняется инфляция (12,9%).

С другой стороны, стабильные цены на бензин — это уже неплохо. Как показывает жизнь, такая ситуация устраивает и нефтяников, и потребителей — мы не видим никаких всплесков недовольства со стороны автомобилистов. Раз так, с точки зрения правительства, нет смысла менять правила игры. По крайней мере, в 2016 году.

«СП»: — Нефтяники рост цен на бензин объясняют тем, что больше 60% в цене составляют налоги, и что фактически бензин у нас приравнивается к золоту, табаку и алкоголю, поскольку с него берется даже акцизный налог. Это так?

— Конечно, обременение на нефтяной сектор не снижается, напротив, в 2016 году с нефтяников снимут 200 млрд. рублей дополнительных налогов. Плюс, нефтяники — надо отдать должное — немало вложили в модернизацию перерабатывающих заводов, чтобы перейти на производство топлива стандарта «Евро-5».

Но надо понимать: говоря о чрезмерной налоговой нагрузке, нефтяники лукавят. Оптовые цены на бензин в России сейчас снижаются. Но в рознице это снижение никак не отыгрывается. Соответственно, розничная маржа в рублях становится только выше.

Именно это позволяет автозаправочным сетям, интегрированным в нефтедобывающие холдинги, быть высокорентабельным бизнесом. Посмотрите статистику: сети АЗС только расширяются, а нефтяные корпорации собираются и дальше придерживаться этой стратегии. Если бы АЗС были коммерчески невыгодными предприятиями, кто бы вкладывал в их развитие? А мы видим, по крайней мере, в центральном регионе, заправки чуть ли не через каждые 100 метров.

При этом цена бензина на разных заправках отличается копейками. Это разве не сговор, не отсутствие конкуренции?

«СП»: — Если бы бензин дешевел вслед за нефтью, как бы это сказалось на экономике РФ?

— Экономика бы, безусловно, выиграла. Сэкономленные ресурсы позволили бы сдержать инфляцию, а низкая инфляция повысила бы инвестиционную привлекательность России. Но в нынешней ситуации падение цен на бензин — невозможный сценарий.

«СП»: — Как сделать, чтобы бензин у нас дешевел — как в Америке?

— Для этого нужна, прежде всего, политическая воля. Плюс большие полномочия для ФАС. Идея проста: нужно разделить вертикально-интегрированные компании, и выделить из них розничные бизнесы в отдельные предприятия.

Но с точки зрения российской «нефтянки», это утопичный сценарий. Тем более, попытки пойти таким путем в 2008 году — построить НПЗ для малых нефтедобывающих компаний, — провалились: крест на них поставил кризис. А сегодня и «малышей» в отрасли не осталось — наоборот, в ней идет процесс интеграции — поглощений, укрупнений. Поэтому небольшой независимый НПЗ — мощностью менее 10 млн тонн топлива в год, — оказался бы сейчас невостребованным. Просто потому, что сегодня в России нет ни дефицита топлива, ни дефицита перерабатывающих мощностей.

Именно из-за этого камбин избегает что-либо менять. Отрасль, в ее нынешнем виде, обеспечивает Россию качественным топливом в необходимых количествах, а в руках правительства имеются заградительные пошлины, которые могут при необходимости перекрыть экспортные поставки, чтобы больше бензина оставалось на внутреннем рынке. Цены на бензин, которые не зависят от мировых цен на нефть — другая сторона этой стабильности…

— Бензин в России должен быть дешевле, потому что цены на мировом рынке падают, — уверен председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Но получается так, что наши нефтедобывающие компании пытаются компенсировать потери на внешнем рынке за счет внутреннего. Должен заметить, в большинстве нефтедобывающих стран обратная картина: цены на бензин на внутреннем рынке ниже, иногда — в разы. Пример тому — Саудовская Аравия и Кувейт.

Почему в России не так? Когда Россия вступала в ВТО, нам выдвинули условие: цены на нефтепродукты на внутреннем рынке должны быть на том же уровне, что и на внешнем. Я уже тогда предупреждал: членство в ВТО приведет в нашем случае к удорожанию и энергоносителей, и бензина. Так и случалось.

Причем, одним бензином подорожание не ограничивается. В РФ очень многие производства энергоемкие, поэтому цена бензина напрямую влияет на конечную цену широкой линейки товаров.

Проблема усугубляется позицией Федеральной антимонопольной службы, которая фактически бездействует. Складывается впечатление, что ФАС просто не в состоянии бороться с отечественными нефтяными картелями на внутреннем рынке.

Отмечу важный момент: в других нефтедобывающих странах перерабатывающие «черное золото» компании принадлежат государству. Поэтому правительствам этих стран проще контролировать и цены на сырую нефть, и цены на бензин.

Это значит, что если ФАС не в состоянии контролировать деятельность картелей, нужно национализировать нефтепереработку. Этот сектор, к сожалению, находится в России в частных руках…

Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня