Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Билетные агрегаторы уходят в прошлое

Эксперт: сайты авиакомпаний становятся ключевыми точками продаж билетов и услуг

1048

В обширном секторе социальных сервисов — сайтов по поиску и продаже дешевых авиабилетов — наметились серьезные изменения. Метапоисковики, которые многие россияне используют для выбора и приобретения авиабилетов, стремительно теряют покупателей. Билетные агрегаторы в привычном нам сейчас виде уходят в прошлое. Доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский в своей колонке на сайте Lenta.ru объясняет это тем, что ведущие мировые авиакомпании активизировали развитие своих собственных онлайн-сервисов.

«Перевозчики всеми силами привлекают потенциальных клиентов на собственные сайты и в мобильные приложения. Глобальные флагманы пассажирских авиаперевозок — British Airways, Garuda, Delta, Emirates, Etihad — серьезную часть своих инвестиций направляют на IT-разработки, в частности, системы онлайн-продаж, — объясняет эксперт. — Для увеличения эффекта некоторые компании, как, например, американская Delta, начали блокировать показ своих цен сторонними сайтами. Другие, как Ryanair, дополняют чисто транспортные сервисы услугами по подбору и аренде жилья. В результате всех этих мер собственные сайты авиакомпаний превращаются в эффективные точки продаж билетов и дополнительных услуг, что существенно повышает капитализацию авиакомпаний».

Вполне закономерно, считает Никита Кричевский, что новая стратегия авиакомпаний плохо отражается на метапоисковиках. Количество приходящих на сайт посетителей у них остается большим, чего не скажешь о количестве продаж. Пассажиры используют сайты-агрегаторы, чтобы сравнить цены полета у разных авиакомпаний, но билеты все чаще покупают непосредственно у перевозчиков.

Как наглядное подтверждение этой тенденции эксперт приводит свежую статистику крупнейшего в Юго-Восточной Европе греческого онлайн-агентства путешествий tripsta. По данным ежегодного исследования бронирования авиабилетов этой компании, в прошлом году Россия покинула топ крупнейших рынков tripsta, хотя еще по итогам 2014 года группа «Аэрофлот» по числу выписанных билетов занимала там второе место.

«Россияне вовсе не перестали пользоваться авиатранспортом. Просто теперь они покупают билеты у самих перевозчиков, — рассуждает Никита Кричевский. — Например, наш отечественный лоукостер „Победа“ через собственный сайт только за стартовые 12 часов реализовал более 7 тысяч билетов. Скорость продаж составила, таким образом, 583 билета в час. Сравните это со статистикой tripsta, которая гордится своими 389 билетами в час по всему миру, в 45 странах своего присутствия одновременно. В целом же через собственные интернет-ресурсы российские авиалидеры продают до четверти всех билетов, а самостоятельная онлайн-регистрация в прошлом году вообще увеличилась до 40 процентов от общего числа путешественников. По итогам 2015 года группа „Аэрофлот“, включая „Победу“, реализовала через свои сайты билетов на сумму 1 миллиард долларов!».

В отсутствии «Аэрофлота» в рейтинге tripsta лидером там стала низкобюджетная ирландская Ryanair: в 2015 году ее на рейсы через tripsta пришлось 25 045 бронирований из 101 миллиона человек, перевезенных ирландским лоукостером за прошлый год. То есть, делает вывод эксперт, западные пассажиры также явно предпочитают покупать билеты у самих перевозчиков.

Причинами столь очевидного снижения оборотов Никита Кричевский видит усилия самих авиакомпаний по привлечению пассажиров и высокий риск возникновения проблем при бронировании через агентов. Покупатель, доверившийся цепочке посредников, сейчас слишком рискует вообще никуда не полететь, зря потратив время, деньги и нервы.

«Многие еще помнят, как агенты по продаже билетов отказались возвращать деньги за сдаваемые билеты на рейсы банкротящейся «Трансаэро». В системах бронирования тогда оказалась закрыта опция возврата, что доставило множество проблем тысячам человек, — вспоминает эксперт. — Или недавняя история с пассажиром авиакомпании «Россия», который по вине метапоисковика, проигнорировавшего необходимые регистрационные действия, не попал в список вылетающих. Похоже, эти и им подобные скандалы медленно, но верно сделали свое дело — пассажиры больше не хотят рисковать и покупают билеты у самих авиакомпаний. Противостоять тенденции постепенного отказа от покупки билетов через сторонние онлайн-сервисы посредники явно не в состоянии.

Главное, резюмирует Кричевский, это доверие пассажиров к перевозчикам. В гражданской авиации его измеряют индексом клиентской лояльности. А рост продаж билетов через собственные онлайн-сервисы российских авиакомпаний как раз и говорит об увеличении доверия к ним.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня