Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?
Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил 16 июня, выступая на церемонии открытия Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), что на встрече с Владимиром Путиным он намерен обсудить возможности отмены экономических санкций, введенных Евросоюзом в отношении России. При этом г-н Юнкер сразу обозначил главное условие успеха переговоров: четкое выполнение Россией минских соглашений по Украине.
Г-н Юнкер заверил, как подтверждает «Интерфакс», что он лично будет обсуждать эту проблему с президентом Путиным.
— Насколько я вижу, — сказал глава Еврокомиссии при открытии форума, — он здесь в зале не присутствует… Но тогда я эти вопросы буду обсуждать сегодня с ним после обеда.
Европейский чиновник похвалился, что он знает президента Путина давно; по словам Юнкера, «мы часто и очень открыто разговариваем друг с другом».
На слабой вероятности отмены санкций в отношении России Жан-Клод Юнкер сделал акцент — нужно обеспечить выполнение минских договоренностей, поскольку Россия является одним из ключевых участников этого переговорного процесса: «Россия — страна минского соглашения, под которым она подписалась. Нужно обеспечить их полное выполнение, ни больше ни меньше. В этом смысле позиция ЕС едина». А это требование обставил, в свою очередь, констатацией — «незаконная аннексия Крыма и конфликт вокруг Восточной Украины привели к ухудшению взаимоотношений РФ и ЕС, потому что Россия нарушила основополагающие принципы международного правопорядка».
— Но даже и до этих трагических событий наши связи были напряжены, — посетовал он.
Как оценивает событие The Wall Street Journal, «в четверг 16 июня президент Еврокомиссии будет присутствовать на показательном путинском Петербургском международном экономическом форуме, усиливая надежды в Москве на то, что отношения с Европой должны улучшиться».
По оценке влиятельно западного издания, в то время как отношения между Москвой и Вашингтоном находятся в состоянии глубокой заморозки, визит Жана-Клода Юнкера станет поездкой в Россию самого высокопоставленного чиновника ЕС в Брюсселе с начала конфликта на Украине.
Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?
«Визит из ЕС пришелся на деликатный момент», — интригуют читателя авторы статьи Натан Ходж и Лоуренс Норман. Европейские правительства, как ожидается, этим летом должны принять решение, продлевать ли экономические санкции против России.
Россия почти точно останется на штрафной скамье, прогнозирует событие The Wall Street Journal, а Евросоюз продлит санкции еще на 6 месяцев в июле. Юнкер же неоднократно заявлял, что не теряет надежды использовать эту поездку для наведения мостов хотя бы в экономических вопросах.
Связи Юнкера с Путиным, как указывает ежедневное американское деловое издание, уходят корнями почти на два десятилетия назад, когда Юнкер был премьер-министром Люксембурга. Заняв высший пост в ЕС осенью 2014 года, он заверил международную общественность в том, что будет максимально использовать личные отношения с российским лидером, чтобы ослабить напряженность вокруг Украины. Российские же и европейские официальные лица не раз признавались, что президент РФ и глава Еврокомиссии довольно регулярно общаются. Но не надо быть пророком, чтобы понять — несмотря на весь доверительный антураж, ЕС стоит на прежней отметке «цены вопроса» снятия санкций — вывод войск и органов гражданской власти РФ с территории Крыма и прекращение помощи самопровозглашенным ДНР и ЛНР.
Юнкер, — выражая, видимо, свое личное мнение, — считает, что Россия располагает всеми возможностями для того, чтобы восстановить потенциал отношений с Евросоюзом. По его словам, на Российскую Федерацию возложена обязанность использовать все ресурсы для того, чтобы взаимодействовать с ЕС в качестве партнера.
— Для ЕС и РФ цена разобщенности будет очень высокой, — не устает признавать он. И, судя по всему, при всей сложности положения, не собирается хлопать дверью:
— Когда наши взаимоотношения напряжены, необходимо продолжать разговаривать, даже вопреки экономическим санкциям… И тот факт, что я сегодня здесь присутствую, говорит о том, что я хочу наводить мосты. Несмотря на существующие разногласия, Европейский союз работает с Россией в борьбе с целым рядом вызовов, включая борьбу с терроризмом, урегулирование ядерной программы Ирана, конфликт в Сирии. От этого мы должны отталкиваться.
По оценкам первого заместителя министра экономического развития России Алексея Лихачева, которые он обнародовал в январе текущего года, из-за санкций российская экономика в 2015 году потеряла около 1,5% от ВВП. «Мы стоим перед выбором: либо продолжение санкционного противостояния с негативными последствиями для обеих сторон, либо возвращение к нормальным условиям внешнеэкономических связей, продвижению и созданию безбарьерной среды на всем Евразийском континенте, — признает первый зампред главы Минэкономразвития. — Я убежден, что альтернативы созданию безбарьерной среды не существует».
— Цена, которую платит Евросоюз из-за войны санкций, конечно, несопоставима с тем, чем это обернулось для нас, — полагает директор Института стратегического анализа ФБК доктор экономических наук Игорь Николаев.
— Поэтому в данном случае в выступлении господина Юнкера я усматриваю больше политические аспекты, нежели экономические. Да, ущерб экономике ряда стран ЕС от санкций ощутим, — и мы знаем, что, например, Венгрия, Греция, отдельные провинции Италии об этом периодически напоминают. Но все-таки здесь, безусловно, тот случай, когда геополитика, международные отношения, принципы нерушимости границ и соблюдения ранее принятых договоренностей между государствами, безоговорочное признание суверенитета других стран, — все те ценности, которых, собственно, придерживается и неукоснительно соблюдает Евросоюз, — выходят на первый план.
«СП»: — Не просматриваются ли в озвученных декларациях главы Еврокомиссии некритичные попытки оправдать позицию, занятую большинством нынешних европейских политиков по отношению к РФ?
— Я думаю, затронутая г-ном Юнкером проблематика выражает вопросы обеспечения глобальной безопасности, а не только европейской или азиатской.
Усидит ли кабинет Медведева после парламентских выборов?
— Подобные заявления продолжают выбранную Евросоюзом линию, — говорит депутат Госдумы, член фракции КПРФ, кандидат исторических наук Дмитрий Новиков.
— С одной стороны, принимаются меры, чтобы душить нашу страну санкциями, создавать для нее экономические проблемы, максимально окружать ее кольцом военных баз. С другой стороны, многие политики ЕС сохраняют перед европейцами этакое обличье миротворцев, которые готовы к конструктивному диалогу, к снятию санкций. Всякий раз изображается благообразность: «мы бы и рады санкции снять, да Россия своим поведением не позволяет этого сделать». То есть перед нами типичный вариант постановки проблем со стороны Запада, который говорит одно, а делает другое. Позиция, если говорить серьезно, совершенно нереалистичная. Отдавать Крым Украине взамен на отмену санкций никто не будет. Такой «предмет торга» неприемлем для России.
«СП»: — Насколько для рядовых европейцев невыгодна политика продолжения санкций?
— Если посмотреть на показатели товарооборота между Россией и ЕС, часть европейского бизнеса действительно несет определенные убытки от такой политики. Разумеется, это отражается и на достатке граждан европейских стран. США в этой диспозиции стоят как бы в стороне, поскольку товарооборот с Соединенными Штатами у нас сравнительно небольшой. Влияние же Вашингтона на характер тех деклараций, с которыми выступает глава Еврокомиссии, велико. ЕС очень зависим от атлантической солидарности и связан союзническими обязательствами в рамках НАТО.