Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Бензин и алкоголь в одном флаконе

Что стоит за легализацией пива на АЗС под видом экономического стимулирования

3672

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с неординарной инициативой — снять запрет на продажу некрепкого алкоголя на российских автозаправочных станциях. Глава РСПП Александр Шохин в конце июня обратился к вице-премьеру Александру Хлопонину с письмом, в котором была изложена позиция бизнесменов-нефтяников относительно запрета на продажу алкоголя на АЗС. Причем, по информации газеты «Известия», соответствующий законопроект уже готов.

В разработанном проекте поправок в закон нефтяники предлагают легализовать продажу в рознице на АЗС алкогольную продукцию с небольшим содержанием этилового спирта. Эксперты РСПП уверяют, что принятие подобной директивы… предотвратит рост цен на топливо.

Поправки составлены к закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». РСПП во главе с Шохиным намерен дополнить пункт 2-ой статьи16-ой абзацем следующего содержания: «Запрет на розничную продажу алкогольной продукции на АЗС не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции».

Читайте по теме

Аналитики законотворческого чуда, где смешаны в один невообразимый коктейль алкоголь и цены на бензин, принялись успокаивать общественность. В пояснительной записке, которой они сопроводили проект, сказано, что «причинно-следственной связи между возможностью приобретения водителем автомобиля алкогольной продукции на АЗС и ее употреблением этим водителем не существует». Также, на полном серьезе, они утверждают, что «купить алкоголь можно в любом другом месте — отсутствие его на АЗС не является препятствием».

Кроме того, авторы законопроекта подчеркивают, что количество зарегистрированных ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, с 2010 года возросло; однако, по их мнению, введение запрета на реализацию алкоголя на АЗС в 2011 году не привело к какому-либо положительному влиянию на динамику этого показателя. В 2010 году было зарегистрировано 11,8 тыс. ДТП, а в 2011 году — 16 тыс. Попробуй разберись, в самом деле, как и где водитель успел напиться, — то ли сразу же после того, как напоил бензином своё авто, то ли, когда отъехал за сотый километр от мегаполиса.

Российский топливный союз, в свою очередь, свидетельствует: до введенного в 2011 году дополнительно 15−20% прибыли автозаправкам приносила продажа алкоголя, прежде всего — пива. После вступления известных мер Госдумы и правительства на резкое ограничение продажи алкоголя, в том числе в формате «шаговой доступности», прибыль, конечно, уменьшилась.

…Видно, совсем дела плохи, когда в стране, которая является одним из мировых лидеров по нефтедобыче, растущие цены на бензин можно остановить по какой-то странной логике, во что верит экономист еще гайдаровского призыва Александр Шохин, - остановить только алкоголем. По материалам Росстата, потребительские цены на автомобильный бензин в РФ только за период с 27 июня по 3 июля с.г. выросли на 0,3%.

В предыдущие три временных отрезка - с 21 по 27 июня, с 15 по 20 июня и с 7 по 14 июня — цены поднялись также по 0,3%, после роста на 0,1% с 31 мая по 6 июня.

Цены выросли за минувшую неделю в 57 центрах субъектов РФ. Наиболее заметное удорожание топлива фиксировалось в Костроме (1,8%), Архангельске (0,9%) и Абакане (0,8%). В Москве цены на бензин автомобильный за неделю выросли на 0,4%, в Санкт-Петербурге — на 0,1%. На столичных автозаправках бензин марки АИ-92 (АИ-93, и т. п.) можно было приобрести в пределах от 33,69 до 36,20 рубля за литр, марки АИ-95 и выше — от 36,8 до 39,9 рубля. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 (АИ-93 и т. п.) стоил от 34 до 35,79 рубля, марки АИ-95 и выше — от 37,35 до 39,44 рубля за литр.

— Действительно, в случае реализации подобного предложения вполне может увеличиться количество клиентов автозаправочных станций, — полагает депутат Государственной Думы РФ в 1993—1999 годах, сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов.

— Но, во-первых, это отнюдь не послужит укреплению безопасности дорожного движения. Тем более из аргументов г-на Шохина никак не просматривается, каким образом увеличение потока желающих заправить свой автомобиль отразится на цене топлива, о чем он так беспокоится, — цены, которая в значительной степени, напомню, зависит от введенных акцизов. Составляющая продаж розницы на АЗС невелика, и опять-таки вряд ли они будет повышать экономическую эффективность автозаправочных станций. Поэтому инициатива лидера РСПП отдает лукавством. Да, судя по всему, он заботится о повышении прибыли на АЗС. Но это не имеет никакого отношения к сути заявленного предложения.

«СП»: — А как вам ссылки на то, что на АЗС предлагается легализовать продажу именно некрепкого алкоголя?

— Под определение «слабый алкоголь» попадает не только пиво. Поэтому, как вы можете догадаться, любители и умельцы «доводить себя до кондиции» получают благодаря стараниям Шохина дополнительный шанс воспользоваться радостями вполне доступной торговли алкоголем. И, что не может не настораживать, после этого — сесть за руль.

Вообще, я не располагаю такими данными, чтобы где-то в мире (во всяком случае, в цивилизованных странах) на автозаправочных станциях продавали спиртное. Это прямо противоположно той тенденции, которая обозначилась в России в последнее время, и, на мой взгляд, привела все-таки к достижению определенного уровня культуры пития. Поэтому я однозначно не поддерживаю это предложение.

— Это — болезнь, — комментирует подобного рода новшество председатель Общероссийского общественного движения «За честный рынок» Илья Хандриков.

— Нельзя махнуть рукой на существующие правила торговли спиртосодержащими продуктами, — тем более, начав реализовывать их лицам, находящимся непосредственно в управлении транспортными средствами. Это будет лишний раз провоцировать их на употребление алкоголя, на создание неконтролируемых ситуаций, когда никто не сможет проверить, употреблял ли водитель горячительное перед тем, как он сел за руль, или нет.

Читайте по теме

Что же касается выбранной в законопроекте формы экономического стимулирования работы АЗС — повышения посещаемости автозаправок через торговлю спиртным, то это, мягко говоря, очень неоднозначное предложение. Судите сами: вот вы приезжаете на бензоколонку, чтобы заправить свой автомобиль. Сейчас очень много общих касс на АЗС, которые берут плату и за предложенные здесь же кофе, бутерброды, и т. д. Так вот, с «нормальным» для водителя набором вам будут «всучивать» и спиртное.

«СП»: — Следуя логике инициатив г-на Шохина, алкоголь стал приоритетным товаром для любого шофера, как будто статистика ДТП из-за пьянства на дорогах наводит на оптимизм…

— Да, после принятых мер об ограничения потребления табака в 2013 году, когда сигареты удалили из ларьков, запретив одновременно торговлю с рук, купить их стало непросто. Нужно прийти в супермаркет, отстоять общую очередь и взять на кассе у продавца эту несчастную пачку. То есть доступность табачных изделий для покупателя сузилась многократно. А расширение мест продажи алкоголя почему-то лоббируется без всякого прикрытия.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня