Усть-Луга показала Риге «кузькину мать»

Прибалтийские портовики теряют российский транзит и готовы покрепче задружиться с Китаем

18564

Ну, наконец, и в Прибалтике отреагировали на слова главы «Транснефти» Николая Токарева о переориентации до 2018 года грузопотоков с прибалтийских портов — Вентспилса, Риги — на наши балтийские порты Усть-Лугу и Приморск, а также на Новороссийск. Об этом он сказал на встрече с Владимиром Путиным.

Два дня прибалтийские эксперты хранили гробовое молчание, как будто испытали шок, хотя о таких планах было известно давным-давно: еще в 2011-м тогдашний вице-премьер Сергей Иванов, посетив Усть-Лугу, заявил, что целью создания комплекса для транспортировки и перевалки нефтепродуктов в этом порту является «перевод грузопотоков на нашу российскую территорию».

И вот глава латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс, наконец, оправился от шока и признал очевидное: Россия уже долгое время планирует перенаправить грузопотоки нефтепродуктов и угля в свои порты в балтийском регионе, и это станет болезненным ударом для портов в Риге и Вентспилсе.

Шок, видимо, объясняется получением конкретной даты ухода нашей страны из прибалтийских портов. До того казалось — ай, когда-нибудь. Тем более, что Сергей Иванов обещал полностью переориентировать грузопотоки из прибалтийских портов к 2015 году, но не случилось. Возможно, помешали события на Украине, вынудившие Россию потратить огромные средства на другие нужды, в частности, на интеграцию Крыма. Однако теперь выяснилось: практически в запасе у прибалтийских портовиков остался лишь 2017-й. Надо срочно искать новых партнеров.

Читайте также

Карлис Лейшкалнс указал на политическое решение России использовать только свои порты к 2018-му, и сообщил: Латвия ведет активную работу по привлечению новых грузопотоков из Китая и Казахстана. Отреагировали и в Эстонии, и оказалось, что китайские грузы для Прибалтики словно медом намазаны: председатель совета холдинговой компании Alexela Group Хейти Хяэль считает — в свете решения РФ о полном прекращении транзита нефтепродуктов через страны Балтии к 2018 году Эстонии надо смотреть в сторону Китая.

Отдадим должное этим прибалтийским экспертам — они не стали политизировать проблему, не подняли политический визг о какой-нибудь неконвенциональной, гибридной войне, которую якобы затеяла Россия против гордых маленьких государств. А то ведь такие высказывания — об энергетической войне России, о неконвенциональной войне против ЕС в связи, например, со строительством Белорусской АЭС и другие — частенько слышны от местных политиков, изрекающих «обличения» в порыве антироссийских настроений. Так они интерпретируют естественную конкуренцию и, возможно, реагируют на нежелание России подкармливать недружественные режимы, поливающие нашу страну грязью. А вот бизнесмены просто констатируют реальность.

Эстонский телеканал «Актуальная камера» утверждает: по оценке аналитиков, вполне логично, что в период финансового и экономического кризиса Россия решила воспользоваться собственной инфраструктурой. «При нынешнем рынке, где цена на нефть очень низкая, Россия старается во всех сегментах добавочной стоимости оставлять все на родине. Российскому продукту — российский порт, так звучит их девиз», — говорит Хейти Хяэль. И совершенно справедливо прогнозирует: «Такая же тенденция как с нефтью и нефтепродуктами идет по всем группам грузов. То есть, их постоянно уводят в сторону российских портов. Поэтому нам надо смотреть на более глобальные пути движения груза, и это значит, что нужно смотреть в сторону Китая».

Правда, в сторону Китая или других партнеров прибалтам надо было смотреть уже давно, но, как и с реакцией на ответное российское эмбарго, поздновато спохватились. Китайцам пытались и пытаются втюхать и шпроты, и молочную продукцию. И может быть, это когда-нибудь даст серьезный результат, но пока — сплошные убытки. Найти полноценную замену российскому рынку не удается. А процесс переориентации грузопотоков на Усть-Лугу с Приморском потихоньку идет, 2018-й год — это цель. И вот грузооборот латвийского Вентспилса в этом году уже рухнул на 22,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Падение зафиксировано именно на терминалах, где осуществляют перевалку транзитных нефтепродуктов и каменного угля. И нынешний шок прибалтов не совсем понятен, ведь еще полтора года назад руководство Вентспилсского порта предупреждало латвийское правительство о последствиях антироссийской экономической политики: авторы письма в кабинет министров прогнозировали серьезные последствия для порта из-за санкционной политики Риги. Наверное, не только естественные экономические причины, но и русофобия партнеров стимулировала наши власти к применению ответных мер в портовом бизнесе.

А председатель правления Рижского свободного порта Андрис Америкс был в шоке ровно год назад из-за планов РЖД всего-то ремонтировать дорогу на латвийском направлении. Оказывается, 75% транзита было из России. Его остановка, по подсчетам местных экспертов, привела бы к потере работы 50 тысяч человек, а народное хозяйство Латвии недосчиталось бы 1,6 млрд евро. Ну, так в 2018-м году такая модель и будет осуществлена: полное прекращение транзита — это вам не временный возможный ремонт железной дороги.

Читайте также

Кстати, если бы у стран Балтии были пусть не добрососедские, а хотя бы просто прагматичные, не злые отношения с Россией, то они как сыр в масле катались бы, пользуясь роскошным географическим положением, подаренным Богом. Они ведь могли быть мостом между Востоком и Западом, а не форпостом. От сотрудничества и с теми, и с другими получали бы прибыль. Но не пользуются, а постоянно сами себя высекают. Например, в 90-е «Газпром» предлагал Литве проложить ветку в Европу через ее территорию. Отказалась, не скрывая политических мотивов. Чем это закончилось? «Северным потоком» по дну Балтийского моря и безуспешными протестами балтийских политиков. А могли бы сами подсчитывать барыши от транзита.

Ну, да это их выбор, их дело. А наше — работать на пользу своей страны, не обращая внимания на прибалтийские стенания.

Последние новости
Цитаты
Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Пол Робертс

Доктор экономических наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня