Москву и Питер заставят раскошелиться

Сумеют ли богатые регионы РФ вытащить из кризиса бедные?

7744
Москву и Питер заставят раскошелиться
Фото: DPA/ТАСС

Кремль будет по-новому выстраивать взаимоотношения центра и территорий в условиях острой нехватки госдоходов. В течение трех лет часть региональных сборов налога на прибыль будет перераспределяться в пользу наиболее бедных субъектов РФ. Одновременно регионам на 30% сократят субсидии и «иные межбюджетные трансферты» из центра. Об этом во вторник, 20 сентября, сообщил «Коммерсант».

По информации издания, правительство РФ завершает разработку «Основ государственной политики регионального развития до 2025 года». Ключевым в документе является новый механизм перераспределения части налога на прибыль.

Ставка этого налога равна 20%. Но только 2 процентных пункта из нее закреплены за федеральным бюджетом — остальное достается регионам. Вместе с налогом на доходы физлиц (НДФЛ) этот платеж составляет основу региональных бюджетов. По данным Минфина, за семь месяцев 2016 года субъекты РФ получили в виде налога на прибыль 1,451 трлн. рублей.

И вот теперь часть этих денег предлагается перераспределить, чтобы «сократить разрыв в уровне жизни между регионами». Операция напоминает латание Тришкина кафтана:

— из региональных 18% налога на прибыль забирается 1 процентный пункт;

— полученные 117 млрд. рублей (исходя из поступлений 2016 года) распиливаются на три части;

— 84 млрд. рублей идет на дотации бедным субъектам РФ, 20 млрд. — на гранты самым динамично развивающимся регионам, а 13 млрд. центр оставляет себе (в качестве компенсации другого стимулирующего механизма — права регионов оставлять себе весь прирост налога на прибыль сверх показателей предыдущего года).

В результате, по замыслу кабмина, богатые регионы — Москва (получает более четверти всех сборов налога на прибыль в стране), нефтедобывающие ХМАО, Тюменская область и Сахалин, а также Санкт-Петербург и Ленинградская область — будут тащить из экономического болота менее успешных «коллег».

А вот Центр, по мнению Минфина, в этом случае сможет финансовую поддержку регионам сократить. Конкретно в 2017 году — на 15,5%, прежде всего за счет прямого — на 30% - урезания расходов на субсидии и так называемые «иные межбюджетные трансферты».

Понятно, что богатые регионы, начиная с Москвы, не в восторге от таких планов. Но и бедным придется несладко. «Излишками» налога на прибыль, изъятыми у шести «жирных» субъектов РФ, предполагается заткнуть дыры в бюджетах нескольких десятков регионов-аутсайдеров, которых к тому же Минфин лишит части трансфертов.

Что стоит за планами кабмина, к чему приведет их реализация?

— По первому полугодию 2016 года, если брать весь налог на прибыль, полученный консолидированными бюджетами регионов, 25% приходится на Москву, 7% - на Сахалинскую область, 6% - на Санкт-Петербург, 5% - на Московскую область, — уточняет профессор МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

— Еще по 4% приходится на Ханты-Мансийский автономный округ и Тюменскую область, остальные получают и того меньше.

Это означает, что в России всего два региона получают полновесную ренту от налога на прибыль. Первый — это Москва, хотя столица потеряла часть этой ренты: после принятия закона о консолидированных группах налогоплательщиков поступления в московский бюджет уменьшились.

Второй регион — Сахалин, который имеет супер-ренту от соглашения о разделе продукции (СРП), в результате которого огромный налог на прибыль нельзя изъять в федеральный бюджет, и он строго поступает в бюджет Сахалина, принося региону огромные деньги. (СРП между компанией «Сахалин Энерджи» и РФ предусматривает особый налоговый режим, согласно которому большая часть налогов и таможенных сборов заменяется разделом продукции, — «СП»).

Так вот, на мой взгляд, нынешняя инициатива правительства — это завуалированная попытка изъять эту сверхприбыль у Москвы и Сахалина. Заодно под ударом оказываются еще несколько регионов, включая Питер. Понятно, что в такой ситуации Москва и Питер будут сопротивляться этой инициативе изо всех сил.

«СП»: — А Сахалин не будет?

— С Сахалином — особая история. Если цены на нефть и газ пойдут вверх, и станет интереснее инвестировать в нефтегазодобычу, то прибыль Сахалина сократится. Прибыль, в данном случае, — это результат за вычетом инвестиционных расходов.

Поэтому Сахалин промолчит, как и все остальные, кроме Москвы и Питера: эти две столицы, повторюсь, будут биться насмерть.

«СП»: — «Раскулачивание» двух столиц облегчит жизнь остальным регионам?

— Много денег такое раскулачивание не принесет. В целом, мне не нравится сама идея: ничего не тратить из федерального бюджета, а просто перераспределить региональную денежку.

Центр уже отобрал у регионов НДПИ в части нефти и газа — эта рента полностью консолидируется в федеральный бюджет. А теперь, получается, федеральные власти решили заняться еще и консолидацией налога на прибыль.

Понятно, что декларируемая цель — перераспределение этих денег в пользу слабых. Но и здесь возникает масса вопросов.

Например: если все трансферты регионам в первом полугодии 2016 года сократились на 12%, почему они выросли — и прилично, на 14% по сравнению с первым полугодием 2015-го, — для Чечни? Так ли сильно нам нужно поддерживать Чеченскую республику?

Или почему трансферты Ингушетии выросли на 35%?

На эти «почему» нет ответа. И в этом главная проблема — в непрозрачности системы перераспределения.

Дополнительные деньги от консолидации части налога на прибыль будет распределяться по той же непрозрачной схеме. Поэтому у меня нет иллюзий, что нынешняя инициатива поможет слабым регионам. Да и сумма на помощь получается очень скромной: 87 млрд. рублей в лучшем случае будут «размазаны» на полтора десятка самых слабых субъектов. В реальности, скорее всего, и они будут распределены по принципу «кого люблю — того дарю».

«СП»: — К чему приведет реализация плана кабмина?

— Любые новые ухищрения — а речь идет именно об ухищрениях, — вносят еще большую неопределенности и непрозрачности в российские межбюджетные отношения. И это очень плохо.

«СП»: — Насколько плохо обстоят сейчас дела в регионах?

— Если смотреть на дефицит бюджета по первому полугодию 2016 года, он наблюдается почти в 50 регионах. Думаю, к концу года этот список, как и в предыдущие три года, расширится до 75−77 регионов.

Беда в том, что у очень многих субъектов больше не осталось бюджетного «жирка», который можно порезать в части расходов. А с доходами проблема: налог на прибыль за первое полугодие практически не вырос, устойчиво подрастал лишь НДФЛ — за счет незначительной индексации зарплат.

По сути, ситуация патовая. По уму, на мой взгляд, надо бы отменить майские указы президента Владимира Путина, поскольку денег на их исполнение у регионов банально нет. Достаточно сказать, что в 2012—2014 годах бюджеты регионов несли 70% всей финансовой нагрузки по исполнению майских указов, а 30% добавлял федеральный бюджет. В 2015 году пропорция стала уже 80:20.

Для регионов это непосильная нагрузка. Но Кремль не может терять лицо, и в результате субъекты РФ занимаются «наперсточничеством» — отрыванием и перекладыванием бюджетных кусочков. Плюс, безудержно занимают деньги в банках: на начало 2016 года общий долг регионов достиг 2,7 трлн. рублей, и к концу года наверняка вырастет.

Да, Россия не может отказаться от перераспределения доходов регионов. У нас чудовищные различия в налоговой базе субъектов РФ, и это, как говорится, не лечится — с этим надо жить. Проблема, повторюсь, в непрозрачности самой системы перераспределения, которая управляется в «ручном режиме».

Именно это стимулирует регионы бегать по федеральным кабинетам, и выпрашивать деньги. В наших условиях это гораздо более эффективно, чем развивать экономику на собственной территории…

— Налоговая система РФ переусложненная, по сравнению с другими странами, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов.

— Поэтому эффект от новаций правительства оценить сложно. Но понятно одно: регионы в целом потеряют при реализации плана кабмина. Налог на прибыль — довольно крупный кусок федерального бюджета РФ. Так что от готовящейся операции якобы взаимного обмена выиграет, бесспорно, центр.

Не думаю, что это плохо. Регионы у нас, на мой взгляд, чрезмерно автономны, в результате губернаторы и их ближайшее окружение без труда реализуют различные коррупционные схемы. Достаточно напомнить, что, по версии Следственного комитета, бывший глава Сахалинской области Александр Хорошавин сотоварищи набрали взяток на сумму 522 млн. рублей. А при обыске у экс-губернатора правоохранители изъяли более 800 ювелирных изделий, в том числе золотую ручку, сплошь инкрустированную бриллиантами, которую оценили в 36 млн. рублей.

В этой ситуации центр понимает: сколько ни дай регионам субсидий и трансфертов — они, возможно, будут разворованы. И предпочитает давать поменьше.

По сути, мы продолжаем пожинать плоды кампании по децентрализации государственного управления 1990-х годов. Процесс, напомню, шел под лозунгом «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Эту историческую фразу произнес в августе 1990-го тогдашний глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. В результате, регионы пустились во все тяжкие: ввели массу местных налогов, и даже создали собственные валютные и золотовалютные фонды.

В нулевые Кремлю что-то удалось отыграть назад, и в последние десять лет между центром и регионами установилось неустойчивое равновесие, при котором Москва не может особенно тянуть одеяло на себя.

С моей же точки зрения, Россия должна быть государством сильно централизованным. Из-за территории, которая огромна, из-за того, что в условиях централизованного государства проще наладить хозяйственную деятельность. Наконец, потому, что Запад постоянно пытается Россию расчленить. Аморфное федеративное устройство в таких условиях — далеко не лучшее решение…

Последние новости
Цитаты
Захар Прилепин

Писатель, журналист

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Андрей Коновал

Сопредседатель профсоюза работников здравоохранения «Действие»

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня